Объём российского рынка фильтров относительно велик, по разным оценкам, порядка 250–300 млн долларов. Российский автопарк поддерживает рынок фильтров в стабильном состоянии, резких изменений на этом рынке не бывает даже в кризисное время.
Показатели рынка фильтров существенно не меняются по меньшей мере с 2015 года. Ёмкость рынка для автомобилей отечественных брендов сокращается, сейчас невысокими темпами: 2–3% в год. Ёмкость рынка фильтров для иномарок растёт примерно такими же темпами. По объёму секторы рынка фильтров для иномарок и для отечественных машин примерно равны.
Среди основных факторов, которые влияют на рынок автомобильных фильтров — снижение объемов продаж новых и подержанных автомобилей, рост курса валют, снижение покупательской способности. Эти факторы действуют на весь рынок автокомпонентов — большинство потребителей не могут позволить себе покупку нового автомобиля и продолжают эксплуатировать свои старые автомобили, что ведёт к росту вторичного рынка автозапчастей, хотя и небольшими темпами, в целом, около 2% в год. Впрочем, в связи с девальвацией вторичный рынок автокомпонентов сократился в долларовом эквиваленте примерно на те же 2%.
Мнение
Владимир Михайлов директор по маркетингу Завод «Невский фильтр»
Как и весь рынок, сегмент автомобильных фильтров подвержен его глобальным тенденциям и изменениям. Конечно в меньшей степени, но, тем не менее, наряду с продуктами питания техническое обслуживание автомобиля требует регулярной замены фильтров. И возникающий в моменте отложенный спрос всегда восстанавливается.
Со снижением курса валют снова возобновилась тенденция импорта фильтров из региона ЮВА. Фильтры ввозятся как на контрактной основе, так и откровенный контрафакт. К сожалению, со снижением покупательской способности населения так называемые «упаковщики» в погоне за сохранением позиций и прибыли всё меньше уделяют внимания качеству.
В кризис увеличились продажи автомобильных запчастей недорогого сегмента, где определяющим, а зачастую и единственным фактором выбора запчасти является стоимость. Соответственно этому на рынке увеличивается доля среднего и низкого ценового сегментов рынка фильтров. Но на рынке фильтров отток потребителей в сегменты менее дорогой продукции не такой значительный как на рынках других автокомпонентов, так как разница в цене брендовых и прочих фильтров не очень большая.
Конкуренция на рынке фильтров стабильно высокая, это определяется присутствием известных производителей — отечественных и иностранных, и в гораздо большей степени переупаковщиков, нонейм-продукции и контрафактных фильтров. По некоторым данным, фильтры известных брендов в России занимают не более 25%, но это только предположение в отсутствии информации о доле внебрендовой продукции.
Для рынка фильтров актуальна проблема нелегально произведённых и ввезенных подделок.
Фильтры легко изготовить и продать по низкой цене. Потребители к контрафактным фильтрам относятся не так внимательно, как к другим автокомпонентам, так как опасность для автомобиля поддельных фильтров потребители недооценивают.
Исходя из указанных тенденций, можно предположить, что сложившаяся структура рынка и его динамика, скорее всего, сохранятся в ближайшие несколько лет без особых изменений. Рынок автокомпонентов, включая сегмент фильтров, зависит непосредственно от экономической ситуации в стране, и здесь мы не видим заметного оживления. Вероятно, рост рынка автозапчастей продолжится, конечный потребитель будет порежнему ориентироваться на стоимость и увеличивать тем самым долю контрафактных деталей на рынке. Участникам рынка — производителям и продавцам, придётся продолжать адаптироваться к сложившимся условиям в ожидании лучших времен.
Масляные фильтры
На большинстве автомобилей применяют неразборные масляные фильтры, в среднем на каждый автомобиль приходится 3–4 масляных фильтра, то есть в обороте находится порядка 140 млн масляных фильтров. Темп роста рынка не более 2% в год. Наиболее конкурентные сегменты рынка — средний и низкоценовой, большим спросом пользуются фильтры для отечественных автомобилей, но более перспективен сегмент иномарок. Все ведущие мировые производители фильтров и отечественные на рынке представлены, они конкурируют с упаковщиками и производителями контрафакта. Внешне качественные фильтры от прямых подделок не отличаются, это усложняет работу на рынке производителям качественной брендовой продукции и упрощает деятельность всем остальным.
Мнение
Вячеслав Кондратьев генеральный директор компании ООО «Торговая компания «Диалог»
На рынке фильтров представлены все основные игроки. Все ценовые сегменты рынка закрыты. Российский потребитель имеет большой и разнообразный выбор. Если говорить о тенденциях, то в силу проблем в экономике, потребитель вынужден экономить. В связи с чем, выбор идет по принципу цена-качество. Если говорить о проблемах, то две основные проблемы — это:
• большое количество подделок известных марок;
• наводнение рынка псевдо европейскими и псевдо японскими фильтрами и фильтрующими элементами.
Основные усилия по продвижению своей продукции мы направляем на работу в местах продаж, где в основном и принимается решение о покупке.
Структура рынка масляных фильтров в брендовом сегменте изменениям не подвержена. На первичном рынке российских автомобилей преобладают фильтры ОАО «Автоагрегат». Среди фильтров для легковых автомобилей отечественных марок преобладают ТМ «Ливны», которые, по собственным данным ОАО «Автоагрегат», занимают 80% рынка. В сегменте иномарок — ТМ Finwhale, Mann, Fleetguard.
В ближайшей, как впрочем, и в среднесрочной перспективе, на российском рынке масляных фильтров маловероятны какие-либо изменения, вероятно, будет расти доля внебрендовой продукции. По мере выхода авторынка из кризиса структура рынка может меняться качественно, но до этого ещё далеко. В ещё более отдалённом будущем на рынке будет расти доля более продвинутых масляных фильтров, со сменным фильтрующими устройствами, бескорпусных, сделанных из более экологичных материалов.
Кстати, об экологичности. Отработанное автомобильное масло относится к отходам 3 класса опасности, особенно серьёзный ущерб окружающей среде наносит синтетическое и полусинтетическое масла. И этих масел в каждом отработанном фильтре содержится от 200 до 500 грамм, легко подсчитать, сколько всего поступает автомобильного масла в окружающую среду. Менее экологически опасных фильтров, разборных, пока мало, порядка 1% в общем объёме рынка.
Мнение
Николай Жуков коммерческий директор ООО «АГИРА»
Современное состояние рынка автомобильных фильтров можно оценить как переломное. Так как с ростом цен на импортные товары из-за падения национальной валюты и снижением покупательской способности населения из-за кризиса, оптовые компании столкнулись со спадом продаж в среднем и дорогом сегменте, что вынудило компании искать решения для удержания объемов продаж на приемлемом уровне. Честных решений не много — всего два: снижение наценки и продажа продукции с убытками так как запас наценок в данной группе очень низкий; либо искать новых поставщиков с более приемлемой ценой, но с хорошим качеством изделий. И здесь в игру вступили российские производители доля которых до кризиса была мала из-за неконкурентной цены, а с ростом доллара они оказались в более конкурентном положении даже перед китайскими игроками.
А проблема утилизации неразборных фильтров не решается. Пунктов сбора и предприятий по утилизации отработанных фильтров практически нет и эти отходы 3 класса опасности складируют с обычными отходами — металлическими или твердыми бытовыми, но чаще всего выбрасывают, как автовладельцы, так и автосервисные и автотранспортные предприятия. Это значит, что почти все масляные фильтры после отработки загрязняют нашу экологию. В связи с общим экономическим упадком в стране внимание к этой проблеме почти нулевое, но рано или поздно (лучше рано) вопросами утилизации придётся заниматься серьёзно.
Воздушные фильтры
На российском рынке воздушных фильтров представлено порядка 25 наиболее востребованных отечественных и иностранных брендов. Для европейских автомобилей наиболее востребованы фильтры брендов оригинальных — Febi Bilstein, Knecht/Mahle, Mann, Filtron, LYNXAuto, Patron, TSN Цитрон, Champion. В сегменте отечественных для новых автомобилей преобладают Filtron, Fortech, Fram, Goodwill, Mann, Knecht/Mahle, SibТЭК, TSN Цитрон. В сегменте азиатских автомобилей наиболее востребованы оригинальные фильтры Mann, Knecht/Mahle, Sintec, Невский фильтр.
Мнение
Юлия Фролова директор ООО «НПК «Базальт»
Основная проблема в том, что на рынке преобладающее большинство фильтров имеют главный недостаток, а именно, последовательное расположение антидренажного и перепускного клапанов, что в результате приводит к смыванию ранее отфильтрованной грязи обратно в двигатель при его пуске, когда холодное масло (ниже +80°C) не может пройти через фильтрующую бумагу и проходит к перепускному клапану через грязную полость фильтра. И ладно, если речь идет о нагаре, но ведь смыть может и стружку, которая имеет все шансы попасть в рабочие механизмы двигателя. Только представьте, каждый день во время поездки в фильтре авто собирается грязь, стружка, а на следующее утро все это вновь оказывается в двигателе.
Надо сказать, что производителям автомобилей данная проблема давно известна. Ранее этот недостаток уже пыталась решить фирма «Purolator», но увы была куплена известным производителем масляных фильтров, после чего разработки прекратились.
Сегодня эстафету на себя приняла наша компания. Была полностью переосмыслена типовая конструкция фильтра, изучены все нюансы его работы, результатом чего стал инновационный фильтр нового поколения БМ1208 (БМ1208/20).
Доля внебрендовой продукции, упаковщиков, нонейм-продукции и прямого контрафакта неизвестна, но, как и на рынках многих других автокомпонентов, преобладающая по сравнению с брендовой продукцией.
Общий объём рынка воздушных фильтров порядка 50 млн ед., темпы роста 1–2% в год, структура рынка сложившаяся, конкуренция особой остротой не отличается, изменения маловероятны.
Что касается технологического прогресса, то при улучшении ситуации на авторынке быстрее будут развиваться уже наметившиеся тенденции — стремление к максимальной компактности, повышение пылеёмкости за счет фильтровальных материалов нового поколения с волокнами нитрона и лавсана и новых конструкций. Впрочем, на российском рынке воздушных фильтров революционных технологических изменений ждать не стоит ещё долго, наверное.
Мнение
Анна Радчук руководитель отдела управления ассортиментом компания ABS-AUTO
Постоянно появляются новые производители в каждой из категорий, которые стараются занять место на рынке, позиционируя то же качество, что и премиум марки, но за меньшие деньги и за счет предоставления лучшего сервиса для своих покупателей. Каждый из производителей постоянно старается расширять свой ассортимент, модифицировать уже имеющиеся линейки фильтров и фильтрующих элементов. Хочется подчеркнуть огромную конкуренцию между крупными игроками рынка, которая приводит к ценовой войне, не соблюдению ценовой политики и распространению контрафакта.
В голове у конечного потребителя «каша» из брендов. Четкого позиционирования тех или иных марок фильтров, как и других запчастей, в голове потребителей нет. Маркетинговые программы для конечных потребителей как таковые отсутствуют.
Салонные фильтры
Рынок салонных фильтров в России не успел сформироваться до начала нынешнего кризиса, это автокомпонент не первой необходимости и автовладельцы в основном обходятся без них. По мнению участников рынка, автовладельцам уже понятно, что салонный фильтр желателен в автомобиле, но неочевидна необходимость регулярной замены салонных фильтров. Салонный фильтр пока не воспринимается, как автокомпонент, который реально улучшает условия вождения и снижает нагрузку на здоровье.
Мнение
Николай Вашурин маркетолог ООО «Б2Мотор-Маркет»
Состояние рынка автомобильных фильтров зависит от автомобильного парка. На сегодняшний день выбывание отечественных автомобилей с рынка происходит быстро, при этом доля иностранных брендов увеличивается.
В связи с этим продажи фильтров к отечественным маркам, по оценкам нашей компании, снизились на 5–7%. К тому же большое количество производителей фильтров разных ценовых категорий усиливают конкурентную среду, давая возможность покупателю подобрать нужный товар по его запросам. Плюс от такого присутствия получают автовладельцы отечественных авто и народных иномарок. Владельцы автомобилей обычно не экономят на масляных фильтрах, предпочитая именитые бренды, такие как Bosch, Mann, а, выбирая воздушный, топливный или салонный, следуют совету продавца.
В отличие от фильтров масляных и воздушных, салонные фильтры покупают преимущественно для установки в новые автомобили, поэтому сокращение продаж новых автомобилей на рынок салонных фильтров действует быстрее и сильнее. Если ранее темпы роста составляли более чем 10% ежегодно, то сейчас порядка 3–5%. При этом увеличивается доля салонных фильтров производства Китая, Кореи, Индонезии. На рынке широко представлена продукция брендов Mann+Hummel, в меньше степени Sogefi, Bosch, ООО «Концерн Цитрон». Рынок салонных фильтров будет развиваться дальше, не так быстро, но стабильно, так как на большинство современных автомобилей салонные фильтры устанавливаются при сборке. Сдерживающий фактор, очевидно, слабые показатели продаж новых автомобилей, так что темпы продаж салонных фильтров могут сократится и до 1–3%.