Российский экспортер: БИГ Фильтр

Серию историй о российских компаниях-экспортёрах автомобильных товаров открывает интервью с Борисом Бейлиным, президентом компании «БИГ Фильтр», победителем конкурса Санкт-Петербурга «Экспортер года» в номинации «Лучший экспортер автомобильных компонентов/аксессуаров».

Борис Бейлин

Компанию «БИГ Фильтр» вряд ли надо отдельно представлять, поскольку фильтры торговой марки BIG Filter есть на витрине большинства российских автомагазинов. В рамках первого знакомства мы коснёмся лишь экспортного направления питерского производителя автомобильных фильтров.
Внешнюю торговлю компания открыла почти 20 лет назад, и с тех пор объём её экспорта в рублёвом выражении вырос в 70 раз, в 2015 г. превысил 100 млн руб. В списке направлений насчитывается 32 страны, включая самые развитые — США, Германию и Тайвань, например.
С годами ориентация на мировой рынок росла. В 2008 г. «БИГ Фильтр» целенаправленно адаптирует продуктовую линейку к рынку фильтров для иномарок и проходит сертификацию поставщиков VW и GM. Следом, в 2011 г., получает номинации на поставку воздушного фильтра на конвейер и в гарантийную сеть Renault-Nissan, а в 2013 г. россияне даже принимают участие в разработке концепта воздушной системы для Bentley.
Дальнейшие подробности — в беседе с президентом компании Борисом Бейлиным.

Об истоках

Фото пластмассовых топливных фильтров 1997 г., с которых начался экспортный успех «БИГ Фильтр»
Фото пластмассовых топливных фильтров 1997 г., с которых начался экспортный успех «БИГ Фильтр»

Сейчас у компании «БИГ Фильтр» нет одного продукта, который был бы «локомотивом» компании — фильтры всех категорий продаются неплохо и относительно равномерно. А тогда, в начале, такой продукт был.
— Изначально пластмассовые топливные фильтры действительно стали бестселлером, — говорит Борис Бейлин. — Но это было уже около 20 лет назад. С этого фактически компания стала известна на внешнем рынке.
Он хорошо помнит и первого иностранного покупателя — румынскую Limorom, заключившую контракт на поставку в 1997 г.
Европа так и осталась главным направлением для «БИГ Фильтр», туда идёт 55–60% экспортируемой продукции.
Что касается первичного рынка, первым клиентом «БИГ Фильтр» стал концерн Volkswagen в 2009 г. К настоящему времени фильтры из Петербурга (под брендом VW, конечно) поставляются уже на 9 заводов VW. В целом же поставки на экспортный первичный рынок пока невелики, около 1%, и именно здесь президент видит для своей компании главную точку роста.

О людях

— Если работать с дистрибьюторами исключительно порядочно — а мы такой принцип завели с самого начала — то и они так же будут к вам относиться, — говорит президент компании. — И тот факт, что со многими мы работаем уже десятилетиями — это заслуга именно человеческих отношений, основа основ в любых странах — люди есть люди. Только менталитет различных стран накладывает отпечаток.
То же касается собственных представителей, в «БИГ Фильтр» их не делят по принципу «этот специализируется на Европе, а тот на Ближнем Востоке». Главное — знание товара и порядочность. Даже не надо знания местного языка — английским владеют везде.
— Есть отдельные страны, где людей тяжело понимать — с китайцами так, например, — отмечает Борис Бейлин. — Может быть,
из-за акцента. Но языковой барьер не является проблемой.

Современная продукция предприятия
Современная продукция предприятия

Даже работа в мусульманских странах практически не отличается, говорит собеседник. Более того, не всегда удаётся сразу понять, каких религиозных взглядов придерживается партнёр. В качестве примера президент «БИГ Фильтр» рассказал, что много лет работал с дистрибьютором в Египте, не зная его вероисповедания. Полагая по умолчанию, что тот мусульманин, россиянин проявлял уважение и внимание к мусульманскому календарю, пока однажды партнёр не объяснил, что он христианин! (В Египте действует Коптская православная церковь — прим. авт.).
Аналогичный случай произошёл в Сирии — оказалось, что партнёр не мусульманин, а христианин.
Увы, дистрибьютор «БИГ Фильтр» в Сирии, живший в Алеппо, был вынужден закрыть бизнес с началом войны. К счастью, конфликт не отразился на поставках в другие страны региона, говорит собеседник.
Человеческие отношения оказались сильнее даже негатива в отношении к России, связанного с внешнеполитическими конфликтами нашей страны.
— На встречах на выставке «Автомеханика» во Франкфурте нам говорят: «Мы знаем, что вы русские, но к тебе это не относится», — рассказывает Борис Бейлин. — Нас воспринимают просто как бренд «БИГ Фильтр», без национальности. Большинство отделяют политику страны и людей, работающих в конкретном бизнесе.

О национальной валюте

Если в 2012 г. экспорт составлял 5,4% продаж «БИГ Фильтр», то к 2015 г. он вырос до 11,1%, а в денежном выражении подскочил аж в 3 раза.
— Падение рубля для российского производителя выгодно, — говорит собеседник. — Даже при том, что фактически в стране нет сырья, и многое приходится импортировать.
Но и сейчас рубль переоценен: президент «БИГ Фильтр» оценивает, что доллар должен стоить 75–78 руб.
– Конечно, национальная валюта не должна быть дешёвой, — оговаривается он. — Но в этом случае всё сырьё и оборудование, которые мы закупаем, должны производиться здесь. А поскольку отечественных поставщиков практически нет, цена валюты должна приводиться в соответствие с условиями нашей работы.
В этом убедится любой, кто попадёт в цеха «БИГ Фильтр»: тут немецкие и австрийские литьевые машины с израильскими программами и холодильными установками, американские сварочные лазеры, другое современное итальянское, корейское и финское оборудование.

О логистике и таможне

По данным Euromonitor International, около 50% грузовиков и контейнеров, в которых в Россию привозят импортные товары, назад возвращаются порожняком. В порту Гамбурга говорят, что большинство пустых контейнеров приходят из Санкт-Петербурга.
В мировой практике перевозчики часто снижают цены на непопулярных маршрутах, чтобы привлечь сопутные грузы, но на перевозках из России скидки — большая редкость.
— Не чувствуется, что нас хотят привлечь, — соглашается Борис Бейлин. Лучше всего налажен путь через порт Санкт-Петербурга. Далее товар, предназначенный для Америки и Азии, перегружается в Гамбурге. На Ближний Восток, например, через Новороссийск будет короче, но сокращение пути обернётся потерями времени и несёт серьёзные риски, говорит собеседник.
На другие вопросы, касающиеся разных аспектов поддержки русских экспортёров, собеседник только разводит руками.
Отраслевые ассоциации, консульства? Не помогают: консульство России не заинтересовано, любые запросы на поддержку словно наталкиваются на стену.
Таможня? Государство в государстве, у которого свои законы.
Спасибо, если хотя бы не мешают.
Иногда бывают просто издевательские требования; в других ситуациях оформление проходит быстро.
— Хотя, пожалуй, если просмотреть ситуацию за большой период, становится легче, — признаёт президент «БИГ Фильтр». — Но по-прежнему столько дикости и глупости. Последняя оценка касается и налогового режима.
— Характерный пример: если мы покупаем импортное сырьё и поставляем продукцию на экспорт, то импортную пошлину за сырьё не должны платить, — говорит он. — Но чтобы оформить льготу, нужна уйма времени и расходов, которые превышают возможную экономию.

О качестве

Линии производства топливных и масляных фильтров
Линии производства топливных и масляных фильтров

Мы уже много раз слышали от российских топ-менеджеров, что пока компания не станет лидером на своём родном рынке, выходить на мировую арену бессмысленно — затопчут.
— Там действительно сильная конкуренция, — подтверждает Борис Бейлин. — Нужно уметь производить, и производить гарантированно качественно. Идти туда с некачественным товаром — бессмысленная авантюра. Если ты поставляешь хороший продукт и у тебя цена даже чуть выше, это принимается. Собеседник уверяет, что низкое качество — не российская, а общемировая болезнь. Более того, эпидемия.
— Найти поставщика, пусть даже оборудования или сырья, довольно сложно, — рассказывает он. — Сбои колоссальные, потому что отвратительного качества идёт около 20%, более или менее 60% и лишь 20% поставщиков дают стабильное качество. Особенно много плохого товара из Китая. В итоге производитель либо теряет клиента, либо прибыль.
Борис Бейлин приводит в пример собственные закупки сырья и оборудования: за срывы поставок компания выставляет претензии.
— Платят, плачут, но работают, — смеётся собеседник. — Иначе мы найдём другого поставщика.

Об импортозамещении

Сейчас многие российские производители автотоваров могли бы попасть на мировой первичный рынок, даже не выезжая за рубеж — через российские сборочные заводы иностранных автоконцернов. Это автоматически даёт вход в глобальную цепь поставок, считает Борис Бейлин. Если вы, опять же, даёте товар надлежащего качества.
Российские производители в большинстве своём пока не привыкли к тому, что в понимании западных OEM качество — это не только отсутствие рекламаций, но и способность поставщика быстро осваивать новые виды продукции.
Унификация продукции, групповые технологии и поддерживание связей с коллегами-конкурентами из разных стран помогают компании «БИГ Фильтр» бежать со скоростью клиентов.
Вот и сейчас компания закупает новые технологические линии, каких в России пока нет ни у кого, чтобы поставлять новые воздушные фильтры, которые пока OEM вынуждены импортировать: зрительно они не отличаются от прежних, но в них клеевые соединения заменены на сварные. Конечный продукт становится качественнее и дешевле, однако поставщик фильтров должен вложиться в довольно дорогое оборудование, которое окупится не за один год.
В целом пример «БИГ Фильтр» показывает, что российский рынок пусть и медленно, но интегрируется в мировой, и всё меньше смысла делить рынки на «внутренний» и «внешний».
— Я строю серьёзные планы на развитие компании, а развитие здесь автоматически увеличит экспорт, — говорит президент компании.

Добавить комментарий