Шинный рынок в России очень велик. Он занимает более 12% от рынка всех автокомпонентов, и составляет в денежном выражении до 190 млрд рублей. В 2017 году российский рынок шин вырос больше, чем на 20%, в 2018 году тенденция продолжилась. Положительная динамика рынка шин обусловлена ростом продаж автомобилей.
По итогам 2017 года рынок шин всех видов вырос на 20,5% и достиг порядка 51,5 млн ед. Шин для легковых, LCV и грузовых автомобилей было реализовано в рассматриваемый период более 41 млн ед., это примерно на 15% больше, чем годом ранее. Объём продаж шин для легковых автомобилей вырос почти на 20% к показателям годом ранее. Сегмент грузовых шин ЦМК вырос на 10%, до 3,5 млн ед.
В текущем году производство шин продолжает увеличиваться. В период с января по апрель объём производства уже приблизился к 22 млн ед., что на 7% больше, чем за аналогичный период прошлого года, мартовский объём производства превзошел показатели любого месяца прошлого года — более 6 млн ед. Более 30% производства шин сосредоточено в Приволжском федеральном округе. Основной фактор, который способствует росту рынка шин, — хорошие темпы восстановления авторынка, которые отмечаются с конца прошлого года и продолжаются в текущем году. Импортные шины занимают на российском рынке около 40% и эта доля стабильна на протяжении многих лет.
В 2017 году, соответственно, импорт шин увеличился на 20% и превысил 21 млн ед. При этом импорт грузовых ЦМК шин увеличился на 9%. Отмечается более динамичный рост поставок из стран Азиатско-Тихоокеанского региона по сравнению с другими регионами.
Тренды
Несмотря на рост авторынка, покупательная способность населения не увеличивается, а падает, как и доходы. Вероятно, рост авторынка был обеспечен во многом программами господдержки, а не положительными изменениями рынка. Поэтому, хотя рынки автокомпонентов, в частности, шин, растут, изменения на них происходят не в лучшую сторону. В качестве основного отмечается усиливающийся тренд смещения спроса из премиального сегмента в массовый, который достигает уже 70%. Проблема смещения спроса тем более актуальна, что цены на шины постоянно и существенно растут. Только за 2017-й год стоимость шин выросла более чем на 20% к ценам предыдущего года.
Одна из заметных тенденций рынка — россияне все больше покупают шины через интернетмагазины, уже треть всех продаж шин приходится на е-магазины, что примерно на 3% больше, чем годом ранее. В основном это покупатели из Москвы, СанктПетербурга, крупных городов Урала и Центральной России. Еще треть покупателей покупает шины в специализированных магазинах. Немало тех, кто покупает шины по объявлению. Остальные, около 20%, покупают шины «по случаю» на рынке, в неспециализированных магазинах, супермаркетах, на СТО и так далее.
Будущее
Прогнозы развития рынка шин связывают с ситуацией на авторынке. Если подъём авторынка продолжится, то и рынок шин имеет хорошие перспективы. Но если продажи автомобилей прекратятся, то положительная динамика рынка шин ослабеет, и усилится отток потребителей в более низкоценовые категории. Перспективы рынка шин связаны также с вниманием властей к этому направлению. Ожидалось, что в марте 2018 года Минпромторг завершит работу над дорожной картой развития шинной индустрии, которая будет направлена на согласование в федеральные исполнительные ведомства. Планировалось, что затем план соответствующих мероприятий будет внесён на утверждение правительства. Об этом писала «Российская газета». Есть параметры, которые должны быть достигнуты в рамках программы: рост производства шин от 30% до 50%, в зависимости от сценария, снижение до 36,5% доли импорта на рынке и рост экспорта российских шин на 36%. Пока нет информации о том, что дорожная карта принята к исполнению. Но большинство участников и без программы ждут роста рынка шин, по меньше мере до конца 2018 года. Предположительно, сегмент легковых шин может вырасти на 10–12% к показателям 2017 года, рынок грузовых шин до 10%.
Утилизация
Переработка шин, на самом деле, актуальнейшая проблема. По разным данным, перерабатывается в России только от 7% до 20% вышедших из употребления шин, причем 20% — это крайне оптимистичная оценка. Остальные шины просто лежат на свалках и загрязняют окружающую среду — шины относятся к отходам 4-го класса опасности (малоопасные), но количество таких отходов такое, что ущерб экологии они наносят очень существенный. Ежегодно в России выходит из употребления более миллиона шин, но всерьёз обсуждение вопроса утилизации и переработки никем не инициируется. Зато проблема утилизации может быть использована для усиления давления на бизнес. В 2017 году Минпромторг уже предлагал обязать производителей с 2019 годаполностью утилизировать ряд товаров, шины в том числе. Повышение норматива утилизации до 100% было крайне негативно воспринято бизнес-сообществом и продолжения не получило. Но с учётом ситуации в стране власти могут вернуться к ужесточению норм утилизации, чтобы пополнить бюджет. После повышения пенсионного возраста и повышения НДС всего можно ожидать.