Рынок автомобильных фильтров: без взлётов, без падений

Ёмкость рынка автомобильных фильтров огромна, порядка 300 млн долларов, так как различных фильтров в машине много — от восьми и больше. Рынок фильтров для автомобилей реагирует на изменения автопарка в целом, обрушение продаж новых автомобилей влияет на него не слишком сильно. Поэтому ситуацию на рынке автомобильных фильтров можно назвать стабильной, точнее, малоподвижной.

img156В современных автомобилях устанавливаются воздушные, масляные, топливные, салонные фильтры, фильтры картерных газов с момента внедрения Евро-4, фильтры для очистки масла в АКПП, могут быть установлены дополнительные фильтры для тонкой очистки дизельного топлива с подогревом, системы предварительной фильтрации дизтоплива, фильтры-адсорберы для удаления влаги из пневматической тормозной системы в грузовиках, фильтры для очистки антифриза и другие. Наибольшую долю на рынке занимают масляные фильтры и воздушные, а наиболее растущий сегмент — салонные фильтры.

Масляные фильтры

Рынок автомобильных масляных фильтров в РФ ежегодно увеличивается на 1%–2%. В России интервал замены масляных фильтров примерно равен пробегу легкового автомобиля в год, поэтому объём рынка масляных фильтров в количественном выражении немногим больше легкового автопарка.
На российском рынке представлена продукция ключевых мировых производителей, таких как Mann и Knecht, российских компаний, компаний-упаковщиков, и большое количество контрафакта, так как наладить производство фильтров можно в полукустарных условиях. Фильтры отличаются по стоимости, которая определяется и брендом и реальными качественными показателями.

фильтр_гр1
Структуру рынка масляных фильтров можно считать полностью сложившейся. На вторичном рынке среди легковых автомобилей отечественных марок преобладают ТМ «Ливны», «Дифа», «Костромской фильтр». В сегменте легковых автомобилей иностранных брендов лидируют фильтры ТМ Finwhale, Mann, Fleetguard.
Потребности первичного рынка российских марок обеспечивает преимущественно ОАО «Автоагрегат». На рынке грузовых автомобилей преобладают ТМ «Ливны», «Дифа», «Костромской фильтр».
В связи с тем, что рынок масляных фильтров стабилен и сформирован, он характеризуется средним уровнем конкуренции, более острым в сегментах иномарок в периоды роста авторынка. Борьба происходит между производителями и упаковщиками и между производителями легальной продукции и контрафактом, но в кризисное время сегменты легальной, брендовой продукции и упаковщиков качественных фильтров растут медленнее, чем контрафакт.
Этому способствует тот факт, что внешне качественные фильтры могут не отличаться от прямых подделок, так как при изготовлении фильтрующих элементов используют легко внешне воспроизводимые материалы, чаще всего это специальные виды фильтровальной бумаги, а также различные многослойные нетканые фильтрующие синтетические материалы.
Что касается дальнейшего развития, то в России в обозримом будущем не предвидится изменений ситуации на авторынке, соответственно, и на рассматриваемом рынке будет сохраняться примерно такое же положение, что и сейчас с усилением позиций более дешёвой, внебрендовой продукции.
Технологический прогресс в производстве масляных фильтров происходит в направлении укрупнения и усложнения конструкции фильтрующих устройств автомобиля, поставки на вторичный рынок сменных фильтрующих элементов, которые легко утилизировать после окончания срока службы, развития бескорпусных узкоспециализированных фильтрующих элементов.

Воздушные фильтры

Объём рынка воздушных фильтров в РФ порядка 50 млн шт. Рынок поделен между производителями широко известных в мире брендов из ЕС и США, азиатскими производителями и отечественными предприятиями.
На рынке представлено более двадцати только хороших известных ТМ рассматриваемой продукции. Наиболее востребованные
для автомобилей новых отечественных марок воздушные фильтры — ТМ Filtron, Fortech, Fram, Goodwill, Mann, Knecht, а также
SibТЭК, TSN Цитрон. В сегменте российских иномарок преобладает продукция ТМ Febi Bilstein, Knecht, Mann, Filtron, LYNXAuto, Patron, TSN Цитрон, Champion. В сегменте легковых машин азиатских брендов наиболее востребованы воздушные
фильтры ТМ Mann, Knecht, Sintec, Невский фильтр и оригинальные.

фильтр_гр2
Рынок воздушных фильтров можно назвать сформированным, уровень конкуренции средний, в более динамичные времена обостряющийся в сегменте иномарок, тогда в этом сегменте доминируют импортные бренды. Отечественная продукция востребована в сегменте автомобилей отечественных марок.
На рынок также влияют региональные особенности — за пределами Москвы и Санкт-Петербурга автовладельцы более лояльно настроены к отечественной продукции и внебрендовым фильтрам для отечественных машин, которые составляют большую часть регионального автопарка. Импортные брендовые фильтры могут быть дороже отечественной продукции в несколько раз, что определяет выбор автовладельца.
Рынок вообще характеризуется большим количеством внебрендовой продукции, активной деятельностью компаний-упаковщиков, перепродажей китайской и турецкой продукции разного качества, большим количеством контрафакта. Эта особенность определяется тем, что для организации производства воздушных фильтров не нужны большие вложения и сложное оборудование, тем более, для перепродажи продукции неизвестных торговых марок.
Динамика развития рынка автомобильных воздушных фильтров определяется изменениями автопарка в целом — продажами и новых, и подержанных автомобилей. Поэтому, если падают продажи новых машин, то объём рынка систем очистки воздуха меняется мало. Но качество рынка ухудшается.
Одной из ключевых тенденций в технологическом развитии воздушных фильтров является стремление к максимальной компактности. В частности, поэтому круглые фильтры вытеснены воздушными фильтрами панельного типа, которые отличаются более выгодным соотношением между площадью фильтрации и объёмом корпуса. Дальнейший прогресс связан с возможностью изменять форму фильтра.
Так, концерн Mann+Hummel уже создал технологию изготовления Flexline. Воздушный фильтр Flexline можно инсталлировать в любое ограниченное пространство, так как он имеет гибкий внешний контур и может принимать любую форму. Кроме того, гибкий контур позволяет увеличить поверхность фильтрации. Но до российского авторынка эта технология, скорее всего, дойдёт нескоро. Не раньше, чем авторынок выберется из ямы кризиса.

Салонные фильтры

Сегмент салонных фильтров был одним из самых динамично развивающихся в рамках рассматриваемого рынка. Темпы роста
составляли более чем 10 % ежегодно. Салонные фильтры появились относительно недавно, но к настоящему времени автопарк ЕС оснащён салонными фильтрами на 85%, а парк новых автомобилей на 97%, и в ближайшем будущем в каждом автомобиле будет салонный фильтр.
Соответственно, и на российском авторынке количество салонных фильтров росло ускоренными темпами. Сейчас продажи новых машин в РФ не растут, в связи с чем продажи салонных фильтров тоже замедлились.
Рынок салонных фильтров в России ещё не успел сформироваться, автовладельцы в большинстве своём не считают нужным устанавливать эти устройства в автомобиль, а в настоящее время ещё и экономят на автокомпонентах не первой необходимости.

фильтр_гр3
Тем не менее, и на этом рынке уже есть основные игроки, доли которых можно ориентировочно определить. К ним относятся
Mann+Hummel, который в сегменте брендовой продукции занимает порядка 20%, компания Sogefi, которая занимает около 5% сегмента, и Bosch, с долей порядка 2–3%. При этом увеличивается доля салонных фильтров производства Китая, Кореи и других азиатских стран. Российские предприятия также поставляют салонные фильтры на рынок, в частности, ООО «Концерн Цитрон».
По понятным причинам высокие темпы роста рынка салонных фильтров не восстановятся в ближайшей перспективе. Но автопарк РФ, по-прежнему, продолжает изменяться в сторону увеличения доли иномарок и салонные фильтры будут востребованы, так как встроены в автомобиле на сборочном предприятии и нуждаются в регулярной замене. При этом быстрее будет расти доля внебрендовой продукции, поскольку она дешевле.
Участники рынка отмечают, что назначение салонных фильтров до сих пор непонятно многим автовладельцам в России. Особенно необходимость их регулярной замены. Это препятствует развитию рынка не меньше, чем общее снижение покупательской способности.
Технология изготовления салонных фильтров не слишком динамично изменяется и здесь не предвидится особых изменений.
Салонные фильтры в основном делаются из гофрированной бумаги и качество очистки достаточно для отечественных автовладельцев. Некоторые компании импортируют в РФ салонные фильтры из нетканых материалов, которые обеспечивают более тщательный отсев частиц пыли и сажи.
Пока ещё редки угольные салонные фильтры, которые делаются из бумаги с частицами активированного угля, которые могут удалять пыль и выхлопные газы, кроме формальдегидов или СО2. Но для российского рынка они слишком дорогие. Редко встречаются и электретные фильтры, которые имеют электретный слой из большого числа заряженных волокон, удерживают мельчайшие частицы загрязнений.
Почти неизвестны в РФ угольные фильтры, имеющие электретный слой и слой с антисептической пропиткой. Все эти, современные виды салонных фильтров ещё ждут своего часа на российском авторынке. С другой стороны, торможение авторынка, возможно, в то же время является и залогом будущего стремительного роста.

Добавить комментарий