Рынок автомобильных аккумуляторов

На рынке АКБ для автомобилей сохраняются тенденции, установившиеся в начале кризисного периода на автомобильном рынке РФ: сокращение продаж на внутреннем рынке, существенное уменьшение объёма импорта.

img138Ситуация на рынке автомобильных аккумуляторных батарей определяется ситуацией на рынке свинца, динамикой вторичного и первичного авторынка и рядом других факторов.
Известно, что снижение производства и продаж автомобилей негативно сказывается на рынке АКБ не сразу, а спустя некоторое время, возможно, это время пришло. Дополнительное давление на рынок оказало снижение курса рубля к основным валютам. Общий объём рынка аккумуляторов РФ в 2015 году сократился примерно на 5% к показателям 2014 года.
Около 9 млн АКБ «забирает» вторичный рынок легковых автомобилей и LCV. Около 1 млн «вторичного рынка» — АКБ для грузовых автомобилей и автобусов. Крупнейший потребитель АКБ среди регионов — Москва, куда поставляется порядка 1 млн АКБ.
Объём вторичного рынка АКБ в России сокращается темпами от 5% до 10% в год. В 2015 году доля иностранных брендов на вторичном рынке около 45%, этот показатель постоянно сокращается. Потребность российских автовладельцев в аккумуляторах в 2015 оценивается в показатель порядка 7 млн единиц.
Первичный рынок автомобильных аккумуляторов в России составляет около 2 млн ед., более 1 млн — АКБ для легковых автомобилей. Ключевые поставщики автомобильных аккумуляторов на российский рынок — компании «АКОМ», «АкТех», «Тубор», «Алькор», «Тюменский АЗ», «Электроисточник», ЗАО «Исток» — эта группа сложилась достаточно давно и в среднесрочной перспективе меняться не будет.
Производство аккумуляторных батарей в 2015 году, по некоторым оценкам, увеличилось до 5% по сравнению с показателями 2014 года, то есть до порядка 7 млн ед., но информация о производстве ещё будет уточняться, есть информация и о сокращении производства. Так, по предварительным данным, ЗАО «АКОМ» увеличил производство до 1851 000 ед. (в 2014 году 1516000), ОАО «Тюменский аккумуляторный завод» также увеличил производство до 1426000 ед. (в 2014 году 1235000 ед.), в то же время Филиал ООО «Тубор» сократил производство до 707000 ед. (866000 ед. в 2014 году).
Порядка 45% всего объёма производства аккумуляторов выпускается на предприятиях Приволжского федерального округа. Далее, по объёму производства АКБ Центральный федеральный округ, Уральский ФО и Сибирский ФО.
Структура продвижения аккумуляторных батарей на рынке не изменилась по сравнению с 2014 годом: 45% покупателей предпочитают приобретать аккумуляторы в магазинах автозапчастей, 40% покупают аккумуляторы в специализированных магазинах, 5% покупают АКБ в интернет-магазинах, 4% в автомобильных дилерских центрах, 3% в автосервисе.
Динамика развития рынка аккумуляторных батарей неустойчивая с 2008 года, когда наблюдался резкий рост продаж. Затем рынок пережил обрушение в 2009 году, и вновь резкий рост в 2010 и в 2011 гг., и сокращение показателей в 2012 году. В 2013 году был небольшой рост, в 2014 году рынок также немного подрос, и тогда же сформировался ряд характерных тенденций: быстро рос экспорт и началось сокращение импорта при общем снижении объёмов рассматриваемого рынка. Эти тенденции продолжаются и сейчас.
Участники рассматриваемого рынка сейчас довольно редко делятся прогнозами относительно развитии рынка АКБ, что связано с невозможностью предсказать многие факторы: действия правительства в условиях кризиса, и все связанные с этим проблемы — стоимость нефти, курс рубля, ситуация на авторынке и прочее.


Продолжение тенденций ведёт к понятным результатам: максимальному вытеснению импортной продукции, сокращению объёмов рынка, росту цен на АКБ, возможно, росту экспорта — если государство поможет.

Импорт и экспорт

В 2013 году экспорт АКБ вырос больше, чем на 50% по сравнению с показателями 2012 года. Экспорт аккумуляторов в 2014 году увеличился больше, чем на 40% к 2013 году. Пока неизвестно, сколько экспортировано в 2015 году, но, видимо, рост сохранится, также как и тенденция к его замедлению.
Импорт аккумуляторов сокращается. Объём поставок аккумуляторов в 2015 году составил порядка 2 млн ед., что на 50% меньше, чем в 2014 году, и занимает порядка 15% вторичного рынка АКБ в РФ.
Крупнейшие зарубежные поставщики аккумуляторных батарей в РФ — Johnson Controls (20% импорта АКБ, торговые марки Varta, Afa, Tenax, Berga, TRP, Energizer и др.); AtlasBX (10% импорта АКБ, марки Atlas, Alaska, E-NEX); Hyundai Sungwoo Automotive (9%, торговые марки Solite, Indigo, Hyundai, Kia); TAB (7%) и ООО «Стеко» (7%), Mutlu (6%), Sebang Global Battery Co. (6%), The Furukawa Battery (4,5%), Ppuh Autopart Jasek Bak (4%), ООО «Мегатекс» (3%).

Импорт аккумуляторов сокращается. Объём поставок аккумуляторов в 2015 году составил порядка 2 млн ед., что на 50% меньше, чем в 2014 году.

Сокращение импорта аккумуляторов в РФ — устойчивая и нарастающая тенденция. Например, в 2014 году импорт сократился больше, чем на 35%. По всей видимости, негативные тенденции импорта определяются девальвацией рубля, и снижением покупательской способности населения.
Крупнейшие поставщики аккумуляторных батарей в РФ — Южная Корея, Казахстан, Чехия, Беларусь, Словения и Япония. В 2014 году среди крупнейших поставщиков были Турция и Украина, сохранились ли эти страны, с которыми РФ находится в состоянии конфликта, среди крупнейших импортёров, пока неизвестно. Но, напомним, что уже в 2014 году экспорт украинского предприятия «Веста-Днепр» упал на 72% к АППГ, а это был крупнейший из поставщиков на российский рынок. Возможно, чтото подобное может быть с турецким брендом Mutlu после инцидента со сбитым российским бомбардировщиком турецким истребителем.

Рынок свинца

Рынок свинца один из определяющих для рынка аккумуляторных батарей, так как почти 80% потребляемого в мире свинца используется при производстве свинцовокислотных аккумуляторов.В 2014 г. на рынке свинца наблюдался дефицит в 38,4 тыс. тонн, а в 2015 году на глобальном рынке царил профицит свинца в количестве 157 тыс. тонн. В 2015 году выпуск свинца уменьшился на 7,4% до 10,133 млн тонн, мировое потребление уменьшилось на 1,010 млн тонн.
Стоимость свинца сохраняется низкой, во многом это определяется спросом на свинец в Китае, который в 2015 году упал до 3,816 млн тонн, хотя ранее даже в кризисные времена спрос на свинец в Китае рос. В начале года биржевые котировки свинца на Лондонской бирже металлов выросли: в январе — 1646,9 долл., в феврале 1796,9 долл., и вырос затем до 1845 долл. за тонну. Но к апрелю стоимость свинца сократилась до 1697 долларов.
Для российских производителей проблема в том, что девальвируется рубль по отношению к доллару. В результате стоимость свинца в рублях выросла с 95 рублей за 1 кг в конце июля 2015 года до 110 рублей за 1 кг в конце 2015 года, а себестоимость АКБ соответственно, увеличилась на 14% за полгода. Несмотря на сокращение объёмов производства в 2015 году производители автомобильных аккумуляторов увеличили выручку в 2015 году по сравнению с показателями 2014 года на 15%.

45% покупателей предпочитают приобретать аккумуляторы в магазинах автозапчастей, 40% покупают аккумуляторы в специализированных магазинах, 5% покупают АКБ в интернет-магазинах, 4% в автомобильных дилерских центрах, 3% в автосервисе.

В 2016 году эти тенденции будут продолжаться, так как причин роста объёмов рынка нет, нет надежд на восстановление покупательской способности населения и на рост продаж автомобилей, но компенсировать вложения в производство всё-таки нужно, хотя бы частично. Сделать это возможно только на вторичном рынке.

Утилизация

По-прежнему нет подвижек в отрасли утилизации отработанных аккумуляторных батарей в России. Эта проблема касается всех автовладельцев, так как каждый из них, в среднем раз в три года должен менять аккумулятор. Напомним, предполагаемый запас свинца в ломе аккумуляторов в России более 1 млн тонн и ежегодно растёт на 250–300 тыс. тонн, что определяется ростом автопарка. Свинец и серная кислота из аккумуляторов высоко токсичны, но в России они либо никак не утилизируются, либо утилизируются кустарными методами, которые наносят огромный ущерб экономике. Переработке аккумуляторного лома не уделяется должного внимания в России, напротив, публикаций об этом и инициатив в этой отрасли всё меньше.
В некоторых странах утилизация автомобильных аккумуляторов закреплена на законодательном уровне, в большинстве развитых стран отрасль поддерживается властями, финансируется из госбюджета, процессы утилизации осуществляются под государственным контролем. Кроме того, утилизация при поддержке государства это и выгодный бизнес. В России пока дело ограничилось тем, что в апреле 2016 года были установлены ставки экологического сбора по товарам, подлежащим утилизации.
Соответствующее постановление правительства РФ «Об установлении ставок экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортёрами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров», разработанное Минприроды России подписал председатель правительства РФ Д. Медведев.

Емкость вторичного рынка АКБ, %
Проект постановления должен способствовать реализации разработанных Минприроды России поправок в закон «Об отходах производства и потребления. Установлены нормативы утилизации по 36 группам товаров, соответственно, экологический сбор введён в отношении 36 групп товаров. В частности, сбор за утилизацию аккумуляторных батарей составил 33 476 рублей за тонну, а аккумуляторов свинцовых — 2 025 рублей за тонну.

Добавить комментарий