Настоящее определяется экономикой, будущее – технологиями
Российский рынок автомобильных ламп пока не испытывает существенных изменений в связи с ростом авторынка. Если продажи автомобилей продолжат увеличиваться, то это через некоторое время вызовет количественные, а затем и качественные положительные изменения рынка автоламп.
Характер российского рынка ламп для автомобилей в настоящее время определяет ситуация во вторичном сегменте, который в денежном выражении составляет около 750 млн долл, в то время как весь рынок ламп порядка 800 млн долл. Экономический кризис в России незначительно повлиял на структуру рынка, намечавшиеся изменения в сторону более продвинутых ламп затормозились, но не остановились, и в целом рынок несколько лет находится примерно на одном и том же уровне развития, что и два-три года назад.
Благодаря огромному вторичному рынку автомобилей рынок ламп не понес значительных потерь, напротив, сегмент бюджетных ламп постоянно рос небольшими темпами, что позволяет удерживаться производителям в расчете на более динамичный рост рынка в будущем.
Стабильность структуры
Практически все участники рынка отмечают, что российский рынок ламп принадлежит зарубежным брендам почти полностью, отечественный производитель занимает на рынке максимум 5%. На рынке представлено более 20 только основных производителей, среди брендов, занимающих значительные доли рынка — Philips, Hella, Narva, Bosch, GE, Valeo, Koito, Брестский электроламповый завод, ТМ «Маяк», «Диалуч», STC, Phoniex, Raybrig и ряд других. На первичном рынке представлена продукция Philips, Hella, Narva, Osram и GE.
Крупных новых брендов не предвидится, однако участники вторичного рынка отмечают активность азиатских импортеров дешевых ламп, прежде всего из Китая. Некоторые предприниматели категорично утверждают, что в России нет продукции из Европы: есть лампы европейских брендов, которые производятся в Китае и есть, собственно, китайская продукция. На рынке автомобильных ламп традиционно много контрафактной продукции, так как основной фактор выбора на рынке — стоимость. Поэтому основная конкурентная борьба ведется за бюджетный сегмент, в который наблюдается отток потребительского спроса
из премиального сегмента.
Контрафакт поступает как из Китая, так и из других стран. Подделывают продукцию и отечественных, и зарубежных брендов. Реализуют и лампы неизвестных марок и происхождения — на кризисном и посткризисном рынке востребовано всё, что позволяет экономить на автокомпонентах. По разным оценкам, контрафакт может занимать долю до 50% на рынке.
На вторичном рынке доминируют галогеновые и лампы накаливания. Это определяется преобладанием в автопарке страны старых автомобилей. Изменения здесь возможны только в отдаленной перспективе и только если рост продаж новых автомобилей не остановится. Изменения на рынке пока связаны с тем, что несколько увеличивается спрос на галогеновые лампы с улучшенными характеристиками и увеличенным сроком службы. Но в целом, структура рынка автоламп меняется слабо, объемы продаж галогеновых и ламп накаливания со стандартными характеристиками не сокращаются. Ожидания качественных изменений на рынке связаны с тем, что всё больше автомобилей выпускается со светодиодными лампами. Но их доля на российском рынке пока незначительна, заметный спрос возникнет, в лучшем случае, через два-три года после восстановления продаж автомобилей.
Будущее еще далеко
Но именно в направлении роста продаж светодиодных ламп развивается рынок, хотя и не такими темпами, как планировалось до кризиса. Светодиоды понемногу вытесняют галогеновые лампы так как они экономичнее, долговечнее и технологичнее. Но это происходит гораздо медленнее, чем предполагалось несколько лет назад.
Медленный рост сегмента светодиодных ламп связан не только с низкими темпами роста продаж автомобилей, но и с ограничениями на законодательном уровне, относящихся к безопасности эксплуатации автомобиля. Пока не все типы ламп и не на всех автомобилях могут быть заменены на светодиоды. Нередко при попытках заменить обычные лампы светодиодами возникают технические трудности. По данным TechNavio, галогеновые лампы будут по-прежнему преобладать на рынке и в 2020 году.
Производители светодиодов будут продолжать поиск удешевления производства и наращивания его объемов. Пока по этим показателям производство светодиодов существенно отстает от производства галогеновых ламп. И всё-таки, через 4 года доля автомобилей с такими осветительными приборами в мире достигнет 20%, по данными Osram Sylvania. Но только после 2030 года светодиоды, возможно, начнут преобладать на рынке, скорее, только в развитых странах. Но всё же, рано или поздно они вытеснят галогеновые лампы.
Можно предположить, что замена галогеновых ламп на светодиоды произойдёт быстрее из-за вмешательства государства, также, как это происходит на рынке неавтомобильных ламп. Большинство развитых стран и не только развитых законодательным путем выводят старые лампы накаливания из оборота, заменяя их энергосберегающими. Попытки сделать что-то подобное предпринимались и в России, не слишком удачно, но это лишь временная приостановка прогресса.
То, что власти могут и будут вмешиваться в вопросы автомобильного света, как минимум, в вопросы головного освещения, подтверждается, в частности, тем, что обязательный тест на качество головной оптики уже введен с 2017 г. в США.
Перед этим Страховой институт безопасности дорожного движения США (IIHS) провел ряд тестов головной оптики, которые показали, что большинство новых а/м оснащены передними фарами, которые недостаточно эффективно освещают дорогу и это прямо влияет на безопасность всех участников движения. Существенную долю на рынке головного света в будущем могут занять матричные лампы с лазерным модулем. Такие «лазерные» лампы уже используются на премиальных автомобилях BMW и Audi. Они имеют преимущество в экономичности, отсутствии перегрева, большой дальности и в то же время большей сфокусированности в отличие от всех других видов ламп.
Как и в случае с массовым производством светодидов, основную трудность представляет дороговизна производства. Кроме того, лазерные фары обладают более сильнымослепляющим эффектом. Это ведет к необходимости установки дополнительного оборудования, которое снижает ослепляющий эффект. Когда проблемы дороговизны массового производства и безопасности фар будут решены, «лазеры» смогут заменить все другие виды головного света на многих автомобилях, но не в бюджетном сегменте.
Все существующие виды автомобильных ламп имеют как свои недостатки, так и свои преимущества. Поэтому автопроизводители изыскивают возможность использования нескольких видов ламп в фарах, которые могут автоматически переключаться в зависимости от ситуации на дороге. Это шаг на пути повышения системности. Так как не только замена галогеновых ламп светодиодами или лазерами определяет будущее рынка автоламп. Главное направление — повышение системности автомобильных осветительных приборов. Они должны трансформироваться в комплекс программного обеспечения и электроники, связанный со всеми другими функциями автомобиля. Развитие системы освещения идет по пути глубокой интеграции со всеми другими системами полностью автономного автомобиля. Но и это только «начальный уровень» интеграции. На следущем уровне все системы и функции автомобиля должны быть интегрированы в окружающую среду, так, чтобы автомобиль мог взаимодействовать со всеми участниками дорожного движения — по этому пути идет развитие городских автомобилей будущего