РЫНОК АВТОМОБИЛЬНЫХ ЛАМП

Настоящее определяется экономикой, будущее – технологиями

Российский рынок автомобильных ламп пока не испытывает существенных изменений в связи с ростом авторынка. Если продажи автомобилей продолжат увеличиваться, то это через некоторое время вызовет количественные, а затем и качественные положительные изменения рынка автоламп.

Характер российского рынка ламп для автомобилей в настоящее время опре­деляет ситуация во вторичном сегмен­те, который в денежном выражении состав­ляет около 750 млн долл, в то время как весь рынок ламп порядка 800 млн долл. Экономический кризис в России незначи­тельно повлиял на структуру рынка, намечав­шиеся изменения в сторону более продвину­тых ламп затормозились, но не остановились, и в целом рынок несколько лет находится примерно на одном и том же уровне развития, что и два-три года назад.
Благодаря огромному вторичному рынку автомобилей рынок ламп не понес значитель­ных потерь, напротив, сегмент бюджетных ламп постоянно рос небольшими темпами, что позво­ляет удерживаться производителям в расчете на более динамичный рост рынка в будущем.
Стабильность структуры
Практически все участники рынка отмеча­ют, что российский рынок ламп принадле­жит зарубежным брендам почти полностью, отечественный производитель занимает на рынке максимум 5%. На рынке представлено более 20 только основных производителей, среди брендов, занимающих значительные доли рынка — Philips, Hella, Narva, Bosch, GE, Valeo, Koito, Брестский электроламповый завод, ТМ «Маяк», «Диалуч», STC, Phoniex, Raybrig и ряд других. На первичном рынке представлена продукция Philips, Hella, Narva, Osram и GE.
Крупных новых брендов не предвидится, однако участники вторичного рынка отмеча­ют активность азиатских импортеров дешевых ламп, прежде всего из Китая. Некоторые пред­приниматели категорично утверждают, что в России нет продукции из Европы: есть лампы европейских брендов, которые производятся в Китае и есть, собственно, китайская продукция. На рынке автомобильных ламп традицион­но много контрафактной продукции, так как основной фактор выбора на рынке — стои­мость. Поэтому основная конкурентная борь­ба ведется за бюджетный сегмент, в который наблюдается отток потребительского спроса
из премиального сегмента.
Контрафакт поступает как из Китая, так и из других стран. Подделывают продукцию и отечественных, и зарубежных брендов. Реализуют и лампы неизвестных марок и происхождения — на кризисном и посткризисном рынке востребовано всё, что позволяет экономить на автокомпонентах. По разным оценкам, контрафакт может зани­мать долю до 50% на рынке.
На вторичном рынке доминируют галоге­новые и лампы накаливания. Это определяет­ся преобладанием в автопарке страны старых автомобилей. Изменения здесь возможны только в отдаленной перспективе и только если рост продаж новых автомобилей не оста­новится. Изменения на рынке пока связаны с тем, что несколько увеличивается спрос на галогеновые лампы с улучшенными характе­ристиками и увеличенным сроком службы. Но в целом, структура рынка авто­ламп меняется слабо, объемы продаж галогеновых и ламп накаливания со стандартными характеристиками не сокращаются. Ожидания качествен­ных изменений на рынке связаны с тем, что всё больше автомобилей выпускается со светодиодными лам­пами. Но их доля на российском рынке пока незначительна, заметный спрос возникнет, в лучшем случае, через два-три года после восстанов­ления продаж автомобилей.
Будущее еще далеко
Но именно в направлении роста продаж светодиодных ламп раз­вивается рынок, хотя и не таки­ми темпами, как планировалось до кризиса. Светодиоды понемногу вытесняют галогеновые лампы так как они экономичнее, долговечнее и технологичнее. Но это происхо­дит гораздо медленнее, чем предпо­лагалось несколько лет назад.
Медленный рост сегмента све­тодиодных ламп связан не только с низкими темпами роста продаж автомобилей, но и с ограничениями на законодательном уровне, отно­сящихся к безопасности эксплуата­ции автомобиля. Пока не все типы ламп и не на всех автомобилях могут быть заменены на светоди­оды. Нередко при попытках заме­нить обычные лампы светодиодами возникают технические трудности. По данным TechNavio, галогено­вые лампы будут по-прежнему пре­обладать на рынке и в 2020 году.
Производители светодиодов будут продолжать поиск удешевления производства и наращивания его объемов. Пока по этим показателям производство светодиодов суще­ственно отстает от производства галогеновых ламп. И всё-таки, через 4 года доля автомобилей с такими осветительными приборами в мире достигнет 20%, по данными Osram Sylvania. Но только после 2030 года светодиоды, возможно, начнут преобладать на рынке, скорее, только в развитых странах. Но всё же, рано или поздно они вытеснят галогено­вые лампы.
Можно предположить, что заме­на галогеновых ламп на светодио­ды произойдёт быстрее из-за вмешательства государства, также, как это происходит на рынке неавтомо­бильных ламп. Большинство развитых стран и не только развитых законодательным путем выводят старые лампы накаливания из обо­рота, заменяя их энергосберегающи­ми. Попытки сделать что-то подоб­ное предпринимались и в России, не слишком удачно, но это лишь временная приостановка прогресса.
То, что власти могут и будут вме­шиваться в вопросы автомобильно­го света, как минимум, в вопросы головного освещения, подтвержда­ется, в частности, тем, что обяза­тельный тест на качество головной оптики уже введен с 2017 г. в США.
Перед этим Страховой институт безопасности дорожного движения США (IIHS) провел ряд тестов голов­ной оптики, которые показали, что большинство новых а/м оснащены передними фарами, которые недо­статочно эффективно освещают дорогу и это прямо влияет на безо­пасность всех участников движения. Существенную долю на рынке головного света в будущем могут занять матричные лампы с лазер­ным модулем. Такие «лазерные» лампы уже используются на преми­альных автомобилях BMW и Audi. Они имеют преимущество в эко­номичности, отсутствии перегрева, большой дальности и в то же время большей сфокусированности в отличие от всех других видов ламп.
Как и в случае с массовым про­изводством светодидов, основную трудность представляет дороговиз­на производства. Кроме того, лазер­ные фары обладают более сильнымослепляющим эффектом. Это ведет к необходимости установки допол­нительного оборудования, которое снижает ослепляющий эффект. Когда проблемы дороговизны мас­сового производства и безопасно­сти фар будут решены, «лазеры» смогут заменить все другие виды головного света на многих автомо­билях, но не в бюджетном сегменте.
Все существующие виды авто­мобильных ламп имеют как свои недостатки, так и свои преимуще­ства. Поэтому автопроизводители изыскивают возможность исполь­зования нескольких видов ламп в фарах, которые могут автоматиче­ски переключаться в зависимости от ситуации на дороге. Это шаг на пути повышения системности. Так как не только замена галогеновых ламп светодиодами или лазерами определяет будущее рынка автоламп. Главное направление — повы­шение системности автомобиль­ных осветительных приборов. Они должны трансформироваться в комплекс программного обеспече­ния и электроники, связанный со всеми другими функциями автомо­биля. Развитие системы освещения идет по пути глубокой интеграции со всеми другими системами пол­ностью автономного автомобиля. Но и это только «начальный уро­вень» интеграции. На следущем уровне все системы и функции автомобиля должны быть инте­грированы в окружающую среду, так, чтобы автомобиль мог взаимо­действовать со всеми участниками дорожного движения — по этому пути идет развитие городских авто­мобилей будущего

Добавить комментарий