Рынок авторемонтных материалов

Авторынок переживает кризис, но не все сегменты авторынка подвержены упадку. Материалы для авторемонта востребованы больше, чем до кризиса — ремонтировать дешевле, чем покупать новое.

img153

Объём российского рынка авторемонтных материалов около 7 млрд рублей. Основа рынка — лакокрасочные материалы, которые и определяют общие тенденции рынка. На сегмент авторемонтных ЛКМ влияет ситуация на авторынке, состояние сегмента автосервиса и ситуация на рынке ЛКМ.
О ситуации на российском авторынке лишний раз можно не говорить, но рынок ЛКМ в состоянии немного лучшем. За 2015 год в России было произведено лакокрасочной продукции на 6,4% меньше по сравнению с 2014 годом.
В 2014 году производство было меньше на 4% к предыдущему году, а до этого периода объём производства рос около 10 лет темпами до 10% в год.
За два месяца 2016 года внутреннее потребление ЛКМ в России сократилось на 1,7 %, хотя производство увеличилось на 0,2%, по всей видимости, за счёт роста экспорта, так как импорт существенно сократился. Российский рынок ЛКМ зависит от импортных поставок во многих отраслях, в которых динамика импорта имеет определяющее значение.
Это утверждение справедливо для сегмента автоконвейерных и авторемонтных ЛКМ, которые зависят от зарубежных поставок на 80% и более. Но, в отличие от автоконвейерных ЛКМ, сегмент авторемонтных ЛКМ на подъёме, продажи здесь растут темпами от 5% в год, благодаря положительной динамике автосервисных услуг.
В 2015 году количество автосервисов и СТО в России увеличилось на 15–20%, в некоторых городах рост составил более 40% (хотя общая ёмкость рынка сократилась с 540 млрд руб. до 517 млрд руб). Российский автопарк стареет быстрее, чем обновляется, соответственно, востребованность материалов для ремонта только растёт. Подсчитано, что сейчас более 35 млн автомобилей в РФ нуждаются в регулярных профилактических и ремонтных работах.
Объем импорта ЛКМ в Россию остаётся существенным. В 2015 году было ввезено 207,6 тысяч тонн лакокрасочной продукции на 670 млн долларов. Объем поставок в количественным отношении сократился на 20% к 2014 году, а в денежном отношении на 47,2 % в долларах, но увеличился на 3% в рублях (около 35,3 млрд рублей).
Основная доля импортных ремонтных материалов поступает из европейских стран, из компаний поставщиков ЛКМ лидируют BASF и Akzo Nobel. Добавки для отечественных производителей ЛКМ поставляются в основном из Китая, Кореи, Индии. По некоторым данным, резко растёт поставка ЛКМ и добавок из Китая, до 100% из года в год. Эта продукция заполняет низкоценовой сегмент, в том числе, по всей видимости, сегмент контрафакта.

Структура

Российский рынок автомобильных ремонтных материалов — развивающийся, точнее, имеющий большой потенциал развития, который пока реализуется не в полной мере.
При этом происходит изменение ценовой структуры рынка в пользу бюджетных авторемонтных материалов. В настоящее время до 80% рынка занимают недорогие материалы, на средний и премиальный ценовой сегмент приходятся остальные 20%. Около двух лет назад участники рынка говорили о 30% премиум-сегмента, 55% среднего ценового сегмента и 15% бюджетного сегмента.
Изменение ценовой структуры связано со снижением покупательской способности, которая определяет рост востребованности недорогих авторемонтных услуг и приводит к предпочтению небольших СТО в ущерб крупным и авторизованным сервисам.

Удешевление в ущерб качеству — общая тенденция всех сегментов российского авторынка и рынка автокомпонентов.

Тем не менее, на рынке представлены все товарные группы ремонтных материалов, нет пустующих ниш, продукция как отечественных производителей, так и большинства мировых брендов.
Если исключить продукцию ноу-нейм и малоизвестных производителей, а также контрафакт, то рынок авторемонтных покрытий делят между собой глобальные компании PPG, BASF и DuPont, каждая из которых удерживает примерно по 30% рассматриваемого сегмента рынка. Около 10% занимают российские производители.
С продолжающимся снижением производства и продаж на авторынке конкуренция не растёт, брендовая структура рынка не меняется. Компании, как и предыдущие два года, сосредоточены на удержании производственных показателей продаж и долей рынка.
Доля контрафакта на рынке авторемонтных материалов остаётся неизвестной, по всей видимости, это направление рынка никак не контролируется. Если учесть, что происходит смещение в сторону дешёвых услуг и дешёвой продукции, то доля контрафакта растёт и она значительна.

Доля брендов авторемонтных ЛКМ на российском рынке, %
По-настоящему бороться с контрафактом в сегменте авторемонтных материалов сейчас бессмысленно — рынок слишком велик, а условия на нём диктует потребитель. По всей видимости, наведение порядка в этой отрасли дело отдалённого будущего, в посткризисную эпоху.

Помощь идёт

Рынок авторемонтных материалов, прежде всего, авторемонтных ЛКМ, не столь зависим от макроэкономической ситуации, как авторынок, как видим, наоборот,он может более-менее динамично развиваться и в кризис. Но в целом, из-за ситуации в экономике, отрасль ЛКМ переживает серьёзные изменения, которые в перспективе могут сказаться и на сегменте авторемонтных материалов.
Экономический спад и обесценивание рубля привели к началу изменений структуры рынка.
Выросла стоимость не только импортных ЛКМ, но и импортных компонентов для отечественных производителей ЛКМ, с другой стороны, участники рынка  утверждают, что увеличился экспорт ЛКМ из России на 5%, в денежном выражении — это привело к росту рублёвой выручки.
Тем временем, в ЛКМ-отрасли был объявлен курс на импортозамещение. По каким-то лакокрасочным материалам это возможно, но по большинству практически нет — выпуск отечественных ЛКМ основан на поставках материалов и добавок из-за рубежа, организовать производство внутри страны невозможно даже за несколько лет, — и здесь уже препятствует именно макроэкономическая ситуация, из-за которой в стране нет денег на достаточные инвестиции в промышленность. Либо деньги есть, но идут они совсем не в промышленность.
У отечественных предприятий также нет возможности привлекать инвестирование из-за рубежа, так как российским компаниям был ограничен или совсем закрыт доступ к международным финансовым ресурсам из-за санкций.
Впрочем, даже если бы и была возможность инвестирования в ЛКМ-индустрию, то низкий спрос в большинстве отраслей не привёл бы к серьёзному изменению ситуации. Большинство участников рынка прогнозируют стагнацию в отрасли как минимум до конца 2016 года.
В ЛКМ-отрасли надеются на помощь властей и небезосновательно, так как в «Стратегии раз
вития химического и нефтехимического комплекса до 2030 года» от 8 апреля 2014 года — производство лакокрасочных материалов упоминается. В этом документе, в частности, идёт речь о сокращении импорта ЛКМ с 29% в 2012 году до 4% в 2030 году (это по всем видам ЛКМ по официальной статистике). С другой стороны, насколько известно, дополнительных программ поддержки отрасли пока нет.
Ёмкость рынка автосервиса и количество СТО в 2015 г. к показателям 2014 года, %На этом общем депрессивном фоне перспективы авторемонтных ЛКМ пока выглядят вполне оптимистично. Развитие рынка автосервиса фактор, поддерживающий сегмент рынка авторемонтных материалов, и эта поддержка будет и дальше, какое-то время нивелируя негативное влияние всех других факторов.
Плохие дороги, огромный и всё увеличивающийся парк старых автомобилей, продолжающееся снижение покупательской способности населения — всё это способствует росту рынка ЛКМ и ремонтных материалов. Конечно, потребители будут всё больше экономить, что будет приводить к качественным изменениям в худшую сторону на рынке, в частности, к росту контрафакта. Но, по крайней мере, предприниматели смогут зарабатывать на этом рынке.
Есть фактор, который обнадёживает автопроизводителей, автокомпонентщиков и способен повлиять на развитие сегмента авторемонта — поддержка правительства. Ранее председателем правительства Дмитрием Медведевым было принято решение о продолжении поддержки спроса на новые автомобили российского производства в первом полугодии 2016 года. О продлении программ поддержки сообщили АвтоВАЗ, ГАЗ, КамАЗ, Hyundai, KIA, Nissan, Соллерс, Renault, Toyota, Ford Sollers. В двух постановлениях премьер пояснил, о чём идёт речь.
В первом говорилось о том, что власти продлевают на 2016 год программу льготного кредитования и льготных лизингов транспортных средств, которая действовала в прошлом году, а во втором постановлении говорилось о компенсации убытков для автопроизводителей: «Около 23 млрд рублей из бюджета должны позволить автопредприятиям сократить накопленные убытки и ряд текущих расходов. В конечном счёте, это должно отразиться на себестоимости: рост не должен быть таким значимым», — рассказал Д. Медведев.
Если удастся поддержать производство автомобилей и автокoмпонентов, это опосредовано повлияет на рынок авторемонта и на рынок материалов для ремонта. Хотя говорить нужно не о каком-то восстановлении развития, а о замедлении темпов деградации, не более.

Добавить комментарий