Детали подвески — один из самых важных сегментов рынка автокомпонентов. На него не оказывает существенного влияния кризис авторынка. Структура рынка определена давно и нет причин для ее изменения. Положительная динамика на авторынке со временем может повлиять и на рынок компонентов подвески.
Компоненты подвески занимают около 10% емкости российского рынка автокомпонентов, в денежном выражении около 150 млрд руб. При этом, в количественном выражении на рынке около 14 млн амортизаторов для иномарок и около 13 млн амортизаторов для отечественных автомобилей. Иномарки постепенно вытесняют отечественные автомобили, хотя и медленно, но это уже привело к преобладанию на рынке амортизаторов для иномарок. С технической точки зрения, большую долю рынка занимают телескопические двухтрубные газомасляные амортизаторы, в то же время остаются востребованными гидравлические двухтрубные амортизаторы, в этом отношении рынок тоже меняется медленно, и это уже влияние кризиса, который замедляет прогресс на авторынке.
На протяжении нескольких лет рынок амортизаторов меняется мало, спрос на амортизаторы не сокращается, однако, как и во многих других сегментах рынка, происходит перераспределение структуры в пользу менее дорогих амортизаторов. Поэтому на рынке растет доля брендов-упаковщиков и китайских автокомпонентов.
Но в 2017 году участники рынка отметили возвращение потребителей к брендовой продукции. Специфика российского рынка в состоянии российских дорог в большинстве регионов и особенностях климата. Это приводит к более частой замене амортизаторов, и в этом случае основным фактором выбора остается цена. С другой стороны, необходимость часто менять амортизаторы обеспечивает вторичному рынку объём и положительную динамику при любой ситуации на авторынке.
Амортизаторы для отечественных автомобилей наиболее высококонкурентный сегмент рынка, в котором представлено большое количество амортизаторов разных марок и нонейм и меньше доминирование транснациональных брендов. Пружины подвески в России тоже испытывают на себе две традиционные беды — климат и дороги, что сокращает ресурс использования этих компонентов, и это влияет на динамику вторичного рынка положительно, но на структуру рынка скорее негативно, увеличивая долю контрафакта и внебрендовой продукции. В том же направлении действует остающаяся низкой покупательная способность населения. Рынок пружин не особенно сильно меняется в течение последних нескольких лет в связи со слабой динамикой автомобильного рынка.
Российскому автопарку нужно порядка полумиллиона пружин в год. Участники рынка, впрочем, отмечают, что потребители всё же обращают внимание не только на цену, но и на качество деталей подвески, так как большинство осознает важность этих автокомпонентов для безопасности и комфорта передвижения. Рынок компонентов подвески остается импортозависимым в сегментах иномарок и отечественных марок, поэтому на него существенное влияние оказывают колебания курса рубля по отношению к иностранной валюте. Это в большей степени способствует росту доли внебрендовой дешевой продукции и в том числе контрафакта.
МНЕНИЕ
Сергей Имуллин, директор по продажам ООО «АСОМИ ГРУПП»
«Состояние данного сектора рынка стабильное и благоприятное для развития. Здесь налицо классическая картина импортозамещения. Резкий скачок иностранной валюты в совокупности со снижением покупательной способности населения в РФ не оставил шансов для импортной продукции. Поэтому рынок, конечно же, перераспределился в пользу отечественных производителей. Тенденции позитивные. Проблемы коснулись премиум сегмента. Но постепенно и его позиции восстанавливаются, так как рынок средней ценовой категории и ниже перенасыщен, характеризуется высокой конкуренцией и не всегда высоким качеством. На протяжение уже больше 20 лет работы в этой сфере мы придерживались одного простого, но очень важного принципа в работе — это качество. Высокое качество продукта, качество в обслуживании клиентов и в работе с партнерами. Есть, конечно, готовые маркетинговые решения и рекламные компании. Но это лишь фантик конфетки. Покупателя в конечном итоге не обманешь. Поэтому, если ты пришел всерьез и надолго, то без качественного продукта бизнес обречен».
Структура
На российском рынке присутствует до 50 марок амортизаторов, от транснациональных брендов до поставщиков амортизаторов узкоспециального назначения. Структура российского рынка амортизаторов для иномарок, скорее всего, соответствует структуре мирового рынка амортизаторов, на котором доминируют ZF, Kayaba, Monroe и Bilstein, достаточно востребованы Sachs, Koni, Rancho, Herzog, Hola, Delphi, Finwhale. При этом на российском рынке присутствуют компании-упаковщики, такие как Meyle и Japanparts.
Кроме того, большую долю может занимать контрафакт, но с учетом того, что детали подвески относятся к легко подделываемым деталям, точно определить, сколько на рынке контрафакта невозможно, так что и о доле рынка, занимаемой легальными брендами, можно говорить условно. По некоторым данным, около 20% в сегменте иномарок могут занимать амортизаторы KYB. От 30% до 70% в сегменте отечественных машин могут занимать амортизаторы СААЗ.
Значительные доли на рынке могут занимать амортизаторы брендов KONI, Bilstein, Boge, Monroe, SACHS, Tokico и ряд других. В сегменте амортизаторов для азиатских марок преобладают, вероятно, ТМ KYB и Tokico. По некоторым данным, доля пружин иностранного производства на российском рынке достигает 90%. Среди наиболее востребованных брендов KYB, Monroe, Bilstein и ряд других. При этом, в сегменте амортизаторов российских автомобилей может быть достаточно большая доля отечественных производителей.
Тенденции
С течением времени рост продаж автомобилей придаст динамику и рынку компонентов подвески. Это приведет не только к росту востребованности компонентов, но и улучшению структуры рынка. Вытеснение отечественных автомобилей зарубежными продолжится, и это будет влиять на рынок деталей подвески. Оживление на авторынке может ослабить рост доли внебрендовой продукции и контрафакта в пользу крупных отечественных брендов и ведущих зарубежных.