Рынок компонентов тормозных систем

Рынок компонентов тормозных систем рос ещё в конце 2014 года, но в 2015 году кризис добрался и до него. Сейчас этот рынок находится в состоянии стагнации.

Рынок компонентов тормозных систем в России огромен, оценивается более, чем в 3 млрд долл. Ёмкость российского рынка тормозных колодок порядка 12 млн ед. Ёмкость российского рынка тормозных дисков более 10 млн ед. в год. В количественном выражении этот сегмент уступает лишь сегменту автомобильных фильтров, но в денежном выражении выражении превосходит. Поэтому тенденции, характерные для сегмента тормозных систем во многом определяют тенденции рынка автокомпонентов в целом.
В связи со снижением продаж автомобилей рынок элементов тормозных систем замедлился в своём развитии не только в процентных показателях, но и качественно: потребители выбирают компоненты исходя из стоимости, а не бренда или качества.
На рынке тормозных колодок в России представлена продукция порядка 80 брендов, ценовая разница между изделиями невелика, кроме того, колодки одного типо размера можно использовать на разных автомобилях. Тем не менее, как и во многих других сегментах рынка, выделяются бренды, которые доминируют в продажах среди десятков других ТМ для автомобилей в соответствии с маркой.

Доли брендов на рынке тормозных колодок для азиатских автомобилей, %
Для автомобилей отечественных марок на российском рынке представлены тормозные колодки около 20 основных ТМ, но наибольшую долю занимают бренды тормозных колодок Brembo и Lucas/TRW, Ferodo, LYNX, Icer, востребованы также оригинальные колодки Lada Image, Trialli, Маркон, Ween и Marco.
Для европейских иномарок на российском рынке представлены тормозные колодки более 40 востребованных брендов, но наибольшую долю на рынке занимают Bosch, Brembo, LPR, оригинальные Ford, Trialli, Quinton Hazell, Borg&Beck, TSN Цитрон. Для автомобилей азиатских марок в России около 20 брендов тормозных колодок, но наиболее востребованные Hyundai и Valeo.
На рынке представлено порядка 20 торговых марок тормозных дисков для автомобилей российских марок. При этом преобладает продукция ТМ Brembo и Автореал, востребована, также, продукция ТМ Valeo, Bosch, Alied Nippon, Trialli.
В сегменте европейских иномарок наибольшую долю рынка занимают диски TRW и Bosch. В сегменте автомобилей азиатских марок преобладает продукция ТМ Zimmermann Sport, Brembo MAX, ATE Power Disc.

Импорт и контрафакт

Импорт на рынке компонентов тормозных систем составляет порядка 80%, и это соотношение не меняется достаточно давно, структура рынка устойчивая, в целом этот рынок можно считать полностью сформированным.
В России достаточно развито производство автомобильных комплектующих — много брендов, традиционная проблема в качестве продукции. Отечественные производители занимают весомую долю в бюджетном сегменте. Практически ничего не слышно об импортозамещении в производстве компонентов тормозных систем, видимо, потому, что оно маловероятно в этой отрасли. Относительно контрафакта на этом рынке информация противоречива. Так, некоторые участники рынка говорят о том, что одна из особенностей рынка элементов тормозных систем — низкая доля контрафакта. Подделка этих компонентов легко определяется потребителями.
На рынке определённую долю занимает так называемый «серый импорт», продукция, которую импортируют из стран Юго-Восточной Азии (ЮВА) с нарушениями таможенного законодательства, хотя пошлина всего 5% на элементы тормозной системы делает эту схему нерентабельной.
Другие участники рынка утверждают, что «серые поставки» и контрафакт, были существенной проблемой ещё год-два назад, но сейчас основная проблема — продукция неизвестных производителей и торговых марок.
Многие из этих компонентов приемлемого, хотя и не высшего, качества, но произведены (или упакованы) на малоизвестных фабриках не только традиционного поставщика такой продукции — Китая, но и компаний Кореи, Японии, Польши, Турции, Индии. Кроме того, в сегменте недорогих компонентов присутствует продукция из Узбекистана, Украины и Беларуси.

Перспективы

Будущее компонентов тормозных систем не блестящее, но надёжное. Рынок подержанных автомобилей в феврале 2016 года вырос на 11%, до 370 тыс. ед., и такая динамика зафиксирована впервые с декабря 2014 года. Для сравнения, продажи новых автомобилей в феврале 2016 г. упали на 13,4%, до 369 тыс. ед.
По итогам 2015 года, кстати, рынок подержанных автомобилей упал на 19,7% до 4,9 млн авто, но при этом, в 2015 году на подержанные машины были потрачено средств больше, чем на новые, впервые в новейшей истории РФ.
Сокращение продаж новых автомобилей в 2015 году и девальвация рубля создали предпосылки для роста спроса на запчасти сегмента aftermarket. Наметившийся рост продаж подержанных автомобилей тоже способствует этой тенденции.
Потребители не ждут восстановления рынка или роста своих доходов, поэтому откладывают покупку новых машин и больше внимания уделяют ремонту. Особенно ярко это проявляется в сегментах: отечественные автомобилей и иномарок нижнего и среднего ценового диапазона.
В 2015 году вторичный рынок запчастей увеличился на 2%, с 940 млн ед. компонентов до 960 млн ед. Примерно на таком же уровне ожидается объём продаж и по итогам 2016 года. Кроме того, из-за роста курса валют и других известных негативных факторов структура рынка может перераспределиться в пользу дешёвых компонентов. В то же время, продолжается перераспределение автозапчастей в сегмент иномарок массового сегмента. Тенденция предпочтения более дешёвых автозапчастей в сегменте недорогих подержанных иномарок отмечается с 2015 года.
Возможно, в перспективе это может повлиять на позиции преобладающих на рынке брендов в пользу компаний-упаковщиков и контрафакта. Потребительские предпочтения в пользу недорогой продукции особенно ярко проявляются в сегментах электрооборудования (стартеры, генераторы, электроприводы), системы отопления (радиаторы), трансмиссии (сцепление), подвески (амортизаторы и пружины), и — тормозной системы (диски).
Эти компоненты объединяет разница в стоимости между дорогой и дешёвой деталью в тысячи рублей. Колодки не попадают в эту категорию.

Надежды на поддержку

В октябре 2015 года, в Минпромторге заявили о том, что производители автокомпонентов могут пополнить список предприятий, оказывающих влияние на отрасли промышленности и торговли и нуждающихся в поддержке. В список могли бы войти производители автокомплектующих, выручка которых превышает 500 млн рублей, а численность сотрудников — более 50 человек.
Тогда автомобильная промышленность в программу не входила, но автокомпонентные компании надеялись стать участниками этой программы. Производители автокомпонентов могли бы рассчитывать на субсидирование процентных выплат по инвесткредитам, льготные займы от Фонда развития промышленности, льготы по ввозу компонентов, участвовать в программах прямых госзакупок, субсидирования скидок на готовую продукцию. По словам замминистра промышленности и торговли Александра Морозова, власти могли бы помочь производителям автокомпонентов с пополнением оборотных средств — субсидировать производителям автокомпонентов часть ставок по кредитам.

Доли брендов на рынке тормозных колодок для отечественных автомобилей, %
28 апреля 2016 года стало известно, что премьер-министр России Дмитрий Медведев принял решение о продолжении государственных программ поддержки спроса на новые автомобили в первом полугодии 2016 года. Государство планирует поддерживать льготное автокредитование, льготный лизинг, программу утилизации и trade-in, на всё это выделено 20 миллиардов рублей.
Конкретных мер поддержки автокомпонентной отрасли не содержится, речь идёт о поддержке реализации новых автомобилей. Возможно, адресных мер поддержки автокомпонентным производителям и не будет, так как нет смысла развивать автокомпонентную базу в отсутствии спроса на автомобили, а существующих мощностей для сегодняшнего объёма автопроизводства вполне хватает. Это означает, что отмеченные выше тенденции будут продолжаться.

Добавить комментарий