Рынок ЛКМ: стагнация с перспективами

Рынок ЛКМ: стагнация с перспективамиРынок ЛКМ зависит от ситуации на рынке автомобилей, которая пока остается положительной. Но и в период падения авторынка ЛКМ постоянно востребованы, поэтому провалов в продажах и производстве не было. В целом же рынок развивается недостаточно динамично.

Объём рынка автомобильных ЛКМ — конвейерных и авторемонтных — составляет около 20% рынка индустриальных ЛКМ в России. Производство ЛКМ для автомобилей развивается лучше, чем в целом рынок ЛКМ (с января по апрель 2018 года сократился на 4,5%). Производство автомобильных ЛКМ выросло примерно на такое же значение. Российский рынок авторемонтных ЛКМ занимают в основном недорогие материалы, которые производятся в России, а также в Восточной Европе и ЮгоВосточной Азии. На средний и премиальный ценовой сегмент приходятся остальные 20%. До 80% рынка авторемонтных ЛКМ занимают бренды PPG, BASF, DuPont. Что касается конвейерных ЛКМ, то и здесь около 90% рынка занимают бренды компании PPG (30%), BASF (29%) и DuPont (28%).

МНЕНИЕ


Дмитрий Котов руководитель нап- равления авторе- монтных эмалей BASF региона Россия, СНГ, Турция, Ближний ВостокДмитрий Котов, руководитель направления авторемонтных эмалей BASF региона Россия, СНГ, Турция, Ближний Восток

«В последние три-четыре года российский рынок авторемонтных эмалей переживает не самые лучшие времена. Причины вполне очевидны: снижение покупательной способности населения, кризис на рынке автострахования. Однако, несмотря на все сложности, предпосылки для улучшения ситуации есть, в том числе за счет значительного роста продаж новых автомобилей. Основная проблема этого сегмента рынка — заметное снижение загрузки в МКЦ (до 80%) и, как следствие, уменьшение ёмкости рынка. Также, ослабление рубля увеличило себестоимость импортируемых ЛКМ — это особенно ударило по премиальному сегменту. В результате поставщики стали предлагать более дешевые, неомологированные линейки ЛКМ. Это не могло не отразиться на качестве кузовного ремонта. Эксклюзивные технологические решения и инновационные бизнесмодели позволяют концерну BASF прочно удерживать свои позиции и с уверенностью смотреть в будущее. Качество Glasurit подтверждено временем: в этом году бренду исполняется 130 лет».

В этом нет специфики, весь мировой рынок автомобильных ЛКМ поделен между крупнейшими транснациональными игроками, на долю местных поставщиков приходится, как правило, не более 10%. Это связано с тем, что глобальные игроки готовят наиболее качественные материалы и добавки, так как располагают достаточными средствами для проведения научно-исследовательских разработок непрерывно на протяжении многих лет. Основную часть рынка автомобильных ЛКМ занимают бюджетные материалы, что связано с ориентацией потребителей на цену продукции, сегмент премиальных материалов находится в стагнации.
При этом качество бюджетных лакокрасочных материалов и их функциональные возможности растут со временем, поэтому для рядового потребителя преимущества премиальных ЛКМ неочевидны. Бюджетные материалы позволяют удерживать от падений весь рынок автомобильных ЛКМ. Участники рынка говорят также, что из-за ценовых предпочтений потребителей ежегодно на рынке появляются не менее десятка новых брендов, которые создаются или поставляются в большинстве своём из азиатских стран.
Импорт
Россия по автомобильным ЛКМ остается импортозависимой. Объём импорта ЛКМ в Россию остаётся большим, основная доля импортных ЛКМ поступает из европейских стран. Из компаний поставщиков ЛКМ больше всего импортируют BASF и Akzo Nobel. Участники рынка также говорят, что растет поставка ЛКМ и добавок из Китая.
На российские предприятия-производители автомобильных ЛКМ добавки поставляются в основном из Китая, Кореи, Индии. В 2016 году негативные тенденции авторынка привели к снижению востребованности в том числе и импортных ЛКМ. В этой ситуации отечественные производители имели преимущество и могли предложить потребителю продукцию по лучшему соотношению цена-качество. Отчасти российские производители сумели воспользоваться ситуацией, но избавиться от импортной зависимости на этом рынке не удастся, хотя курс на импортозамещение и декларируется.

МНЕНИЕ


Сергей Кочергин начальник коммер- ческого отдела, зам. директора СП «Бизнес Кар»Сергей Кочергин, начальник коммерческого отдела, зам. директора СП «Бизнес Кар»

«Одними из основных факторов, влияющих на рынок автомобильных ЛКМ, являются кризисная экономическая ситуация в стране, ослабление национальной валюты, а также тенденция импортозамещения. В связи со сложившейся экономической ситуацией на рынке, основная тенденция, которую мы сейчас наблюдаем, это смещение в сторону более дешёвых, бюджетных ЛКМ. К сожалению, большинство людей ориентируется на цену, а не на производительность, качество или расход тех материалов, с которыми они работают. Цитируя формулу Адама Смита: «Спрос рождает предложение», — мы можем подытожить, что российский рынок автомобильных ЛКМ заполнен дешевыми и некачественными лакокрасочными материалами».

В 2017 году на одном из профильных мероприятий Денис Мантуров, министр промышленности и торговли, относительно производства ЛКМ в России заявил: «Мы имеем большое количество стратегий и программ, однако все же основная задача — наращивание производства и повышение уровня локализации»
Бренды конвейерных ЛКМ на российском рынке, %Минпромторг в прошлом году разместил заказ под названием «Разработка и утверждение плана мероприятий («дорожной карты») по развитию под отрасли по изготовлению лакокрасочных покрытий на период до 2025 года» объемом договора в 3,5 млн рублей. Заказ получил институт «НИИТЭХИМ». Основная задача плана — реализация импортозамещения.
Динамика рынка автомобильных ЛКМ, тыс. тоннНо в сегменте автомобильных ЛКМ выпуск отечественных ЛКМ основан на поставках материалов и добавок из-за рубежа, организовать производство полного цикла внутри страны в современных условиях невозможно, у отечественных предприятий также нет возможности привлекать инвестирование внутри России или из-за рубежа. Зависимость от импорта также определяет и зависимость от колебаний курса рубля.
Серьезная зависимость от импорта характерна не только для рынка автомобильных ЛКМ. От нее прежде всего страдают небольшие компании-производители ЛКМ для всех отраслей.
В этом году, в частности, три региональных производителя ЛКМ прекратили работу: ООО «Уральская лакокрасочная компания», ООО «Опытное Производство Лакокрасочных Материалов», ООО «Уральский завод лакокрасочных изделий». Импортозависимость — фактор, который работает в пользу крупных корпораций, закрепляет уже сложившуюся структуру рынка с преобладанием тех же самых транснациональных гигантов.

МНЕНИЕ


Алексей Козырев Старший менед- жер направления «SPECTRAL»Алексей Козырев, Старший менеджер направления «SPECTRAL»

«Современное состояние российского рынка автомобильных ЛКМ нахожу упадническим. Рынок перенасыщен некачественными, бюджетными и неизвестными «Private label». Также политика страхового бизнеса России диктует свои условия: калькулятор оценки ремонта авто по ОСАГО вгоняет СТО в определённые рамки заключения нерентабельных договоров на ремонт, что приводит к экономии в первую очередь на ЛКМ. Огромная часть ремонта уходит в так называемые «гаражи», которые являются основными потребителями этих продуктов».

Прогноз
Начавшийся в прошлом году рост российского авторынка может способствовать росту продаж автомобильных лакокрасочных покрытий. Производители и продавцы автомобильных ЛКМ продолжают ждать, пока авторынок компенсирует потери кризисного времени и начнет расти в полную силу. Но даже в перспективе российский рынок не избавится от импортозависимости, возможно, она даже усилится, особенно если покупательная способность населения увеличится

Добавить комментарий