Рынок охранных систем

img177Сегмент автомобильных охранных систем зависит от ситуации на автомобильном рынке, от продаж новых машин. Однако необходимость охраны автомобилей делает рынок автосигнализаций вполне устойчивым почти при любой ситуации на авторынке.

Как утверждают участники рынка автомобильных охранных систем, он отличается постоянной неупорядоченностью и отсутствием статистики. Что, кстати, приводит к разночтениям и прямым противоречиям в оценке текущего состояния рынка и его перспектив. Но хорошо известны ключевые факторы влияния на рынок охранных систем,помимо продаж новых автомобилей и обслуживания подержанных,это ещё динамика угонов. Кроме того, основную долю этого рынка занимает всего несколько компаний, и они определяют ситуацию на рынке, так что основные показатели и тенденции вполне ясны.
В 2015 году на всей территории России было угнано 36323 автомобиля. Это меньше, чем в 2014 году,когда было угнано 39253 машин. В то же время, российский авторынок сократился по итогам 2015 года на 35,7%, до 1,6 млн новых автомобилей, то есть на 890 тыс. ед. Объём рынка подержанных автомобилей составил 4 миллиона 897 тысяч ед., что на 19,7% меньше, чем в прошлом году.

Каналы сбыта автомобильных охранных устройств, %

В I полугодии 2016 года количество угонов увеличилось на 30% по сравнению с этим же периодом 2015 года. Наиболее популярные у угонщиков марки, в порядке убывания популярности: Lada 2106, Lada 2107, Lada Samara, Toyota Сorolla, Lada 2109, Ford Focus, Lada Priora, Mazda-3, Toyota Camry, Kia Rio, Hyundai Solaris, Lada Granta, Lada 2110, Toyota Land Cruiser 200, Renault Logan, Lada Priora (хэтчбэк), Toyota RAV4, Lada 2105, Lada 2112, Lada 2104, Toyota Land Cruiser, Daewoo Nexia, Mazda 6, Mitsubishi Lancer, Renault Duster, Lada Samara (седан), Nissan Teana, Renault Sandero, Lada 4х4, Range Rovere Voque. В списке, как видно, есть и вполне респектабельные модели, что показывает, что, несмотря на предпочтение автомобилям бюджетного сегмента, сигнализация дорогих машин не является препятствием для угонщиков.
Несмотря на то, что в России угоняют по-прежнему в большинстве отечественные автомобили, но уже не так охотно, как раньше — сокращение на 15%, а вот иномарок любого происхождения угоняли меньше на 5% в 2015-м, чем годом ранее. В сравнении с объёмом продаж очевидно значительное увеличение удельного числа угонов на всей территории России. Невозможность купить новый автомобиль подталкивает автовладельцев бережнее относится к подержанным машинам и это должно положительно сказывается на рынке охранных систем.

Несмотря на масштабное падение рынка новых машин, объём рынка охраных систем остался примерно таким же, как и в 2014 году.


По итогам пяти месяцев 2016 года в России было продано 548,1 тыс. автомобилей, что на 14,7% меньше, чем в аналогичный период 2015 года. С учётом падения чуть ли не в половину, в конце 2015 года, такой показатель можно считать вполне положительным. Десять брендов даже были «в плюсе» в рассматриваемый период, например, выросли продажи Ford (+60%), УАЗ (+8,5%), ГАЗ (+7,7%), Toyota Group и некоторых других.
Остальные продолжили негативные тенденции 2015 года. То есть ускорения рынка охранных систем в связи с ростом продаж машин ждать не стоит, потому что его нет.
В то же время, подержанных автомобилей с января по май было продано больше 2 млн ед., на 10% больше, чем в аналогичный период 2015 года. То есть, несмотря на то, что падение рынка новых машин масштабное, но объём рынка охраных систем остался примерно таким же, как и в 2014 году. И в этом случае, перефразируя известное выражение: «No news is good news» — нет изменений на рынке — хорошая новость. Потому что сейчас если изменения на каком-либо рынке есть, то они всегда негативные, и это плохая новость.

Динамика рынка автомобильных охранных систем, млн ед.

Системы, бренды, сбыт

На российском рынке присутствует более двух десятков хорошо известных компаний, предлагающих сотни автомобильных охранных систем. На протяжении нескольких лет доминирующими на рассматриваемом рынке считались бренды Pandora, StarLine, Scher-Khan, Sheriff, Magnum, с совокупной долей более 70%. Нет причин предполагать, что в 2015 году что-то изменилось в лидирующей группе. Напротив, рынок покидают мелкие компании (практически их не осталось), новых участников рынка нет, возможно, что доля основных брендов даже увеличилась. В частности, ряд участников рынка считает, что эта «пятёрка» занимает уже больше 80% рынка.
Устойчивые позиции на рынке занимают PIT (бренд Шериф), Stopol LLC (бренды Centurion, RedScorpio, Phantom, Terminator),
Magic Systems (бренды Сталкер, Байкал). На рынке доминируют бюджетные машины, поэтому наиболее востребованы недорогие сигнализации StarLine, затем системы «Пандора» Калужского завода опытного приборостроения. Из зарубежных брендов более востребованы системы «Alligator» (Saturn High Tech, США) и «Sheriff» (Progressive Innovative Technology, Украина).
Соотношение типов противоугонных систем осталось в целом такое же, как и прежде, так как устаревший, бюджетный автопарк РФ за последние 3–4 года не изменился:порядка 70% — автосигнализации  с обратной связью, односторонние сигнализации занимают 13% рынка, иммобилайзеры 12%, GSM-сигнализации около 5%. До кризиса сегмент GSM-сигнализаций рос быстрыми темпами, но во время кризиса этот рост почти прекратился. В целом структура рынка сохраняется неизменной, так как причин её изменения нет.
В 2015 году электронными противоугонными системами были оснащены порядка 75% автопарка, этот показатель пока не растёт, так как рынок охранных устройств не успел восстановиться от двукратного падения в кризис 2009–2011 гг., а структура автопарка не меняется.
Для рынка автомобильных систем охраны всегда актуальна проблема контрафакта. Участники рынка дают разные оценки доли
контрафакта, а усреднённый показатель — 20% всех популярных автосигнализаций, устанавливаемых на автомобили, — фактически подделки. С учётом ситуации на авторынке, доля контрафакта, скорее всего, увеличилась. Растущая стоимость автокомпонентов только способствует этому.
В основном охранные системы устанавливаются в салоне или автосервисе, но основной метод сбыта именно автосалоны. Даже если сигнализация покупается в магазине, автовладелец устанавливает её в какой-либо сервисной структуре. Хотя есть сведения и о том, что наблюдается тенденция к предпочтению самостоятельной установки сигнализации.

Перспективы

С учётом ситуации на авторынке, скорее всего в этом году и в следующем, да и в среднесрочной перспективе (хорошо, если не в
отдалённой), продажи новых электронных охранных систем расти не будут, либо их рост будет незначителен. Некоторые участники рынка говорят даже о возможном падении продаж сигнализаций уже в этом году. Но специфика рынка такова, что охранять автомобили всё равно нужно и поэтому, скорее всего, падение продаже если и будет, то незначительным, и такое состояние рынка сохраниться надолго.
Очень медленно, но всё-таки меняет структуру российского рынка технический прогресс. Автовладельцы всё больше выбирают охранные системы с автозапуском. Сохраняется тенденция отказа от управления с помощью брелков и предпочтение управления с помощью мобильного телефона, всё больше используются опции старт-стоп, доступ без ключа и ряд других.
К основным направлениям развития автомобильных охранных систем относятся — уменьшение потребления электричества охранным оборудованием и минимизация размеров оборудования.

Некоторые участники рынка считают, что даже при резком росте продаж автомобилей в России — больше не будет значительного роста рынка автосигнализаций, поскольку рынок насыщен.


Продолжается постепенный переход на 2-CAN-архитектуру охранных устройств, усложняется шифрование электронных охранных устройств — производители заменяют 128-битный ключ шифрования на 256-битный. Всё это делается для того, чтобы максимально усложнить деятельность угонщиков, которые тоже идут в ногу со временем.

Виды автомобильных охранных устройств на российском рынке, %
Криминогенная ситуация —двигатель рынка автомобильных охранных систем. Застой на рынке новых машин, рост цен на запчасти, стимулирует развитие всех сегментов рынка подержанных машин. Соответственно, повышается спрос на дешёвые запчасти и это способствует росту угонов для разборки автомобилей на запчасти. Не говоря уже о том, что ухудшение экономической ситуации толкает множество людей на криминальный путь. Значит, количество угонов будет расти, и спрос на охранные устройства — тоже.
Кстати, некоторые участники рынка считают, что в России при любом развитии ситуации, даже при резком росте продаж автомобилей, больше не будет значительного роста рынка автосигнализаций, поскольку рынок насыщен. В лучшем случае будет просто умеренный рост и повыситься спрос на более современные и продвинутые системы.

Добавить комментарий