АвтоВАЗагрегат: ничего еще не закончилось

Автовазагрегат2015-й год был для АвтоВАЗагрегат критическим. Основным событием, крайне негативно повлиявшим на предприятие, был конфликт с АвтоВАЗом. Позиция, занятая тольяттинским автогигантом, крайне негативно отразилась на поставщике в прошлом году. Но в этом году уже АвтоВАЗагрегат может оказать серьёзное влияние на АвтоВАЗ.

Серьёзные трудности начались у АвтоВАЗагрегата (АВА) после «бунта поставщиков» против АвтоВАЗа, состоявшегося в октябре 2014 года. АВА был в числе поставщиков, недовольных политикой нового менеджмента АвтоВАЗа. Автопроизводитель ужесточал требования к поставщикам, что было воспринято как попытка выдавить отечественные предприятия с рынка. Производители автокомпонентов обратились к властям.
Полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич проводил совещание с участием представителей АвтоВАЗа и его контрагентов. Совещание, впрочем, не остановило АвтоВАЗ на пути к доминированию над поставщиками, а у АвтоВАЗагрегата начались неприятности, которые в июле 2015 года завершились остановкой предприятия. Выяснилось, что АВА — крупный должник.

Структура предприятий Самарской области, %
Кредиторская задолженность к 2015 г. по основным производственным активам составляла 1,4 млрд руб. и десятки судебных исков о взыскании долгов — от ООО «НИП «Полипрен» (39,6 млн руб.), АО «Волжская металлургическая компания» (9,4 млн руб.), ООО «Марчегалия.ру» (25,2 млн руб.), требование банкротства АВА от компании «Майор» из Ульяновска и прочее.
Тем временем АвтоВАЗ исключил АвтоВАЗагрегат из списка поставщиков компонентов для автомобилей LADA Vesta и LADA XRAY, экс-президент компании Бо Андерсен обвинил АВА в невыполнении условий сделки по поставкам.

Негодование и безрезультативность

Битва менеджеров сопровождалась протестами работников АВА. После остановки предприятия в июле, работники завода (около 2 000 чел.), были отправлены в вынужденные отпуска с сохранением 2/3 от среднего заработка. Часть заводчан уволились сразу, а более сотни вышли на митинг 12 июля с требованием выплаты зарплаты и отпускных. Вновь вынуждены были вмешаться власти, теперь уже городские. Состоялась встреча работников предприятия с первым заместителем мэра Тольятти с участием представителей департамента социальной поддержки населения, прокуратуры Комсомольского р-на и Государственной инспекции труда по Самарской обл. — но без руководителей АВА.
Власти решили оказать социальную помощь работникам, а прокуратура взялась за проверку действий руководства АвтоВАЗагрегата по коллективному обращению работников АВА. В августе по результатам проверки прокуратурой возбуждены дела об административном правонарушении по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение трудового законодательства) в отношении руководителя предприятия и юридических лиц.
Прокуратура внесла в адрес руководителя предприятия представления об устранении нарушений трудового законодательства и предостережение о недопустимости нарушений трудового законодательства по невыплате зарплаты дольше двух месяцев. Но, по всей видимости, руководство к прокуратуре не прислушалось, потому что в сентябре состоялся очередной митинг работников АвтоВАЗа.
Оставшиеся без зарплаты рабочие пригрозили, что перекроют федеральную трассу М-5, если не будут выполнены следующие требования: выплатить заработную плату; установить государственный контроль над предприятием в полном объёме; сохранить предприятие и, конечно, провести расследование и наказать виновных.

Бо пояснял, что он пытается вывести сотрудничество с поставщиками на более высокий уровень и исключить посредников. А поставщики утверждали, что Андерссон заставляет их искусственно занижать цены и действует в ущерб отечественным предприятиям


Последнее оказалось выполнить легче всего. Поэтому Следственное управление СКР по Самарской обл. возбудило уголовное дело по статье «Полная невыплата заработной платы свыше двух месяцев из корыстной или иной личной заинтересованности» в отношении руководителей ОАО «АвтоВАЗагрегат».
В последующем характер тяжбы коллектива с руководством АВА существенно не менялся: пикет или забастовка, требование зарплаты, встреча с властями, обещание зарплаты, невыплата, пикет, и так далее, по новому кругу.
Впрочем, в начале февраля 2016 г. дело вышло на областной уровень, состоялась встреча губернатора Самарской области Н. Меркушкина с заместителем полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе по вопросу погашения долгов по заработной плате перед работниками АвтоВАЗагрегата. Как водиться, принято решение оказать работникам помощь, проработать вопрос о дополнительных социальных выплатах, организовать бесплатное питания детей в школах, оказать помощь в оплате услуг ЖКХ и так далее. Зарплату работникам не выплатили. 19 февраля — в правительстве Самарской области состоялось очередное совещание, на котором губернатор пообещал, что задолженность по зарплате «в ближайшее время» будет выплачена. А пока предложил работникам поработать на общественных работах за 9600 руб. в месяц.

Продолжение следует

Гораздо большего эффекта удалось добиться по делу о предполагаемом уклонении от налогов руководства АвтоВАЗагрегата. Прокуратура Комсомольского района г.Тольятти провела проверку деятельности ОАО «АвтоВАЗагрегат» в октябре 2015 года по подозрению сокрытия средств предприятия от налогов.
В отношении генерального директора и его первого заместителя возбуждено два уголовных дела по ст. 199.2 УК РФ. Среди прочего, следователи подозревают, что руководитель предприятия предоставил в налоговую инспекцию ложную декларацию по налогу на добавленную стоимость и тем самым совершил «покушение на хищение денежных средств в размере 1 000 000 рублей».
18 февраля прокуратура Самарской обл. возбудила уголовное дело в отношении генерального директора ОАО «АвтоВАЗагрегат» Виктора Козлова. 24 февраля 2016 году он был задержан в московском аэропорту, после отпуска в Испании. Топ-менеджер был отправлен в самарский следственный изолятор. 26 февраля подозреваемого отпустили под подписку о невыезде.
Козлов проходит обвиняемым по трём уголовным делам — об уклонении от уплаты налогов, невыплате зарплаты, мошенничестве с незаконным возмещением НДС. Подозреваемый пойман, власти обещали поддержку бывшим сотрудникам, и на этом, казалось бы, всё закончится. Но дело приняло неожиданный оборот. Виктор Козлов публично заявил о том, что в 2015 году руководство АвтоВАЗа вывело со своего предприятия около 50 млрд рублей. Он выразил уверенность в том, что зарубежные поставщики каким-то образом «мотивировали» АвтоВАЗ и утверждал, что видел документы, которые свидетельствуют о хищении средств АвтоВАЗа. По словам Козлова, АвтоВАЗ, якобы, закупал автокомпоненты по завышенным ценам. Можно было бы воспринимать эти признания, как попытку обелить себя, вполне понятную для человека, находящегося под подозрением.
Но в это время стало известно, что президент АвтоВАЗа, Бо Андерссон, будет уволен. 7 марта Alliance Rostec Auto BV — СП альянса Renault Nissan и «Ростеха», которому принадлежит 74,51% акций концерна АвтоВАЗ, сообщил о том, что Андерссон уйдёт в отставку. Есть два интересных момента. Заявление по поводу досрочного увольнения президента АвтоВАЗа гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов представил в газете The Wall Street Journal (на английском языке).
В качестве причины увольнения он назвал убытки АвтоВАЗа по итогам 2015 года, кадровую политику Андерссона (массовое сокращение персонала) и — предпочтение иностранных поставщиков отечественным производителям автокомпонентов. Участникам рынка пояснения по поводу убытков и сокращения персонала показались сомнительными. Огромные убытки на автопроизводстве в 2014–2015 гг. не аномалия, а норма. Увольнения не привели к каким-либо массовым протестам или нарушению технологических процессов.
Поэтому гораздо больше внимания привлекла версия последствий конфликта с поставщиками. Проблемы в отношениях с производителями автокомпонентов у Андерссона начались в первый же год руководства АвтоВАЗом. Бо пояснял, что он пытается вывести сотрудничество с поставщиками на более высокий уровень и исключить посредников. А поставщики утверждали, что Андерссон заставляет их искусственно занижать цены и действует в ущерб отечественным предприятиям. АвтоВАЗагрегат был одной из первых жертв конфликта. Но с учётом новых обстоятельств, трудно предположить, что с ним будет дальше.

Добавить комментарий