5 апреля компания 3М провела Технический день на Ульяновском автозаводе. Редакция АИ изучает перспективы данного формата коммуникаций между поставщиками и автопроизводителями.
Когда мы вошли в большой конференц-зал, он уже был наполнен людьми, хотя до официального начала еще оставалось время. На десятке столов разложено несколько сотен демонстрационных образцов, стоят консультанты. Технические работники УАЗа наперебой задают вопросы, вертят образцы в руках. Стоит оживлённый гул и понятно, что общение идёт очень плотно.
Официальная программа началась с нескольких презентаций — к чести организаторов, довольно коротких. После них все снова переместились в демонстрационный зал изучать образцы, ведь именно здесь было всё самое интересное.
Мы не будем долго задерживаться на содержании выставки, потому что это стало бы кратким изложением содержания российского сайта 3М. Любопытнее было понаблюдать за реакцией собравшейся публики. Плодотворны ли подобные маркетинговые проекты? Расширенные презентации поставщиков в России пока редкость, их формат не устоялся, поэтому заранее мы не знали, что конкретно 3М имеет в виду под словами «технический день». Оказалось, что речь идёт о мобильной выставке.
Формат мобильных выставок сейчас динамично развивается. Не зря и «Автомеханика», мировой лидер в организации выставочных проектов для автомобильного бизнеса, внедряет его в нескольких регионах мира. Наблюдение за взаимодействием сотрудников УАЗ и организаторов показало немало отличий по сравнению с тем, как посетители ведут себя на традиционных выставках.
Нет ощущения цейтнота и общение более глубокое. Знакомству с образцами специалист посвящает два-три часа; на выставке же большинству стендов не получается уделить больше нескольких минут.
Наконец, из присутствовавших здесь десятков инженеров на выставку поедут считанные единицы. «В принципе, конструкторы и технологи довольны представленными решениями, — говорит Андрей Плотников, заместитель главного инженера УАЗ. — Тут есть многое из того, что мы ищем: решения по герметикам, использованию сварки, герметизации электропроводов, много другого».
Поэтому мобильные выставки — сильный маркетинговый ход. С оговоркой: по причине больших затрат по сравнению с арендой стенда на выставке, он перспективен для выездов на крупные предприятия с серьёзными департаментами НИОКР.
Тот же 3М не собирается организовывать технические дни на сборочных заводах иностранных автоконцернов в России. «Мы фокусируемся на предприятиях, у которых есть своя разработка, — объясняет Сергей Дмитрук, технический директор “3М Россия”. — Это в первую очередь российские автопроизводители».
3 года назад 3М организовала аналогичный день на ВАЗе. Очередь ГАЗа подойдёт через год. Услышав эту новость, мы попросили организаторов в следующий раз уделить больше внимания экспериментальной демонстрации образцов. На наш взгляд, в программе Техдня на УАЗ этого не хватало. Всегда хочется не только
повертеть в руках, но и на натурных испытаниях убедиться в том, что адгезия у новых клеёв действительно так хороша, как убеждает реклама, что Thinsulate действительно лучше войлока поглощает звук, а полиуретановые плёнки сами затягивают царапины и потёртости.
Хотелось бы также, чтобы другие автопоставщики сочли опыт 3М по проведению технических дней достойным копирования. Ведь что главное? Такие мероприятия сокращают путь инноваций к потребителю, от чего выигрывают все.
Заверните моё авто
На Техническом дне 3М мы увидели ряд материалов, которым ещё предстоит внедриться в продукцию российских автозаводов. Как эти инновации изменят мир авторемонта и послепродажного обслуживания? «АвтоИнструкция» обсудила эту тему с Константином Румянцевым, руководителем отдела материалов для автопромышленности «3М Россия».
Что изменится для автосервисов и автомагазинов, когда автозаводы освоят представленные сегодня материалы?
С точки зрения ремонта, поменяется многое. Во-первых, есть тенденция ухода от металла и перехода на полимерные детали — а это другие способы крепления. Сервисменам придётся работать в большей степени с клеями, чем это происходит сейчас.
Во-вторых, изменится окраска. Когда появятся композитные автомобили, есть идея их не окрашивать, а оклеивать. Почему вообще есть потребность в окраске? Из-за металла — он корродирует. Если материал не подвержен коррозии, нужен только декоративный слой с достаточной стойкостью.
Металлические детали можно обтянуть, но плёнка наносится не на голый металл. Вы видели машины с чёрными крышами — там плёнка наносится прямо поверх краски.
Персонализация также требует отказаться от окраски вообще — когда нужно быстро изменить цвет, не перекрашивая. Одна из активно разрабатываемых плёнок станет альтернативой лакокрасочному покрытию.
Сейчас оклейка уже делается в тюнинг-центрах
Те материалы, которые они используют в настоящий момент, не отвечают стандартам автопрома. Это подойдёт только для частника; автопроизводители такие покрытия забракуют.
Мы работаем над этим. У нас есть плёнка Blackout для стоек дверей, она удовлетворяет очень высоким требованиям по устойчивости. Но на горизонтальных поверхностях требованиям не удовлетворяет даже она.
Сейчас появились плёнки, способные придать любой цвет и по стойкости сопоставимые с ЛКП. К кузовному ремонту таких машин будут предъявляться уже совсем другие требования.
Кстати, ремонтопригодность —это один из вопросов, которые разработчики сейчас стараются продумать.
Нельзя ли сейчас полностью отказаться от краски, полностью обтянув машину плёнкой?
У нас такие решения на подходе; последнее слово будет за автопроизводителями. Вопрос по большей части технологический. Кто бывал в стайлинговых мастерских, тот представляет себе, как производится обтягивание. В условиях конвейера это не годится — слишком долго.
Крышу обтянуть не так сложно, поэтому автомобили с чёрными глянцевыми крышами уже появились на улицах. Там наши коллеги придумали решение, позволяющее делать это прямо на конвейере и очень быстро. Есть приспособления, специально созданные, чтобы удовлетворить технологическим требованиям конвейера.
И это однозначно лучше, чем любой перекрас. Причём сейчас есть решения, позволяющие быстро поменять цвет крыши. Не надо закрывать всю машину и повторнопускать её на окрашивание.
Какого размера деталь можно обтянуть?
Практически любого. Большие детали, как крыша, как раз проще обтянуть, благодаря простой форме. Сложнее с крыльями и бамперами из-за затейливой конфигурации.
Технология нанесения — главный челлендж?
Второй. Первый — требования по устойчивости к различным воздействиям. Один из важных тестов, который проходит любое покрытие — bird drop test. Выкрашивается поверхность, на неё капают птичьим помётом, выдерживают некоторое время и смотрят, не оставил ли он следов. Плёнки, которые сейчас на выходе, визуально после этого теста почти не отличаются от ЛКП.
Какие ещё тесты проходят плёнки?
Для самоклеющейся плёнки это в первую очередь адгезия. Большая группа тестов связана со старением — перепады температур и влажности, ультрафиолет. Всё производится в ускоренном режиме. Надо за короткий срок сымитировать многолетнее воздействие.
Тест на вандализм существующие образцы плёнок проходят лучше красок?
По-разному. ПВХ никак не справляется с этим испытанием. А вот полиуретан — вообще самозалечивающийся материал в определённых пределах. Второе достоинство этой плёнки: она не матуется. Можно даже обработать плёнкуабразивом и наблюдать, как образовавшаяся матовость постепенно уходит.
На IAA 2016 в Ганновере один из ваших конкурентов представил плёнки, заменяющие краску в деталях салонного интерьера, с возможность обтягивания деталей сложной формы
Интерьер — совсем другая вещь. Опять же, это делается на конвейере вспомогательных производств. Главная проблема — как деталь полностью завернуть в плёнку. Наше решение позволяет полностью заворачивать деталь со всеми подгибами, не нарушая текстуру плёнки. Есть очень интересные рисунки, и у нас они не расползаются на радиусах. Тут дело в технологии двойного термовакуумного формования.
Как будут защищаться скрытые полости?
Когда детали будут полимерными, в защите скрытых полостей надобность отпадёт.
Сможет ли автовладелец в будущем сам менять цвет машины?
Да, хотя и в условиях специального сервиса.
Дорого ли это будет?
По опыту наложения полиуретановой прозрачной плёнки, которую сейчас предлагают в автосервисах — да, поскольку это довольно затейливый процесс. Естественно, любой автопроизводитель, выкатывая новый автомобиль, думает о том, как он будет обслуживаться, поэтому продукты для перетяжки появятся. Сейчас OEM разрабатывают свои стандарты и нормы, по которым уже будут предлагаться конкретные решения.