Кто против повышения штрафа?
Повысить штраф до 5000 руб. предложил депутат Госдумы Сергей Вострецов. Большинство экспертов — включая, разумеется, автостраховщиков — поддержали повышение штрафа. Нашлись и противники — автоюристы. Они считают, что сначала надо решить проблемы внутри самой системы ОСАГО, из-за которых многие автовладельцы физически не могут купить полис, даже если хотят это сделать. Замминистра финансов Алексей Моисеев также не высказался однозначно «за» — он упомянул частые случаи недовольства автовладельцев качеством ремонта по страховке. Повышению штрафа есть и более разумная альтернатива: фиксация нарушения автоматически, камерами на дорогах. Даже невысокий штраф, но приходящий регулярно, сделает невыгодным злостное нарушение закона об ОСАГО.
Игорь Юргенс, президент Российского союза автостраховщиков
«Штраф в 800 рублей совершенно не является карательной мерой. Около миллиона автовладельцев, по нашим оценкам, ездят без полиса. Им проще заплатить штраф в 800 рублей, чем заключать договор за несколько тысяч рублей. Вместе с тем, мы всегда выступаем за ужесточение санкций за отсутствие полиса ОСАГО.
На наш взгляд, штраф за езду без полиса ОСАГО нужно повысить в десять раз, до 8 тысяч рублей, то есть фактически до уровня стоимости полиса ОСАГО. Если наличие полиса будут контролировать камеры наблюдения, а штрафы начнут автоматически приходить каждый раз, когда камеры зафиксируют отсутствие полиса на машину, то водители неизбежно купят настоящий полис, сколько бы он ни стоил».
Алексей Моисеев, заместитель министра финансов РФ
«Что касается штрафов, вопрос их повышения можно обсуждать. Все-таки должна быть сопоставимость между штрафами и экономической составляющей, выгодой, которую человек получил. Мои права, как добропорядочного участника дорожного движения, нарушаются людьми, которые виноваты в ДТП и не имеют ОСАГО, они не возместят мне ущерб. И еще стоит разобраться с качеством гарантируемого полисом ремонта автомобилей после ДТП, а уж потом рассматривать повышение штрафов».
Евгений Уфимцев, исполнительный директор Российского союза автостраховщиков
«По нашим данным, ошибок даже на первом этапе автоматической фиксации езды без ОСАГО будет очень мало, т. к. проверка полиса будет осуществляться на двух уровнях. Все машины, которые в течение дня попали под камеры, будут проверяться по итогам дня на наличие полиса ОСАГО по базам РСА и ГИБДД. Эта проверка будет идти с некоторой задержкой по времени, потому что вновь проданный полис может не сразу появиться в информационной системе. Повторная проверка будет осуществляться непосредственно перед выпиской штрафа».
Кирилл Форманчук, председатель комитета по защите прав автовладельцев
«Страховщики занимаются сегментацией, они не страхуют по ОСАГО молодых водителей, не продают полисы владельцам старых автомобилей. Вторая причина езды без страховки — это дороговизна полиса, он в среднем стоит 10–12 тысяч рублей».
Сергей Вострецов, депутат Госдумы, автор законопроекта
«После увеличения тарифа дешевле будет один раз исполнить обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и заплатить за полис ОСАГО, чем уплачивать подобные штрафы»
Из пояснительной записки к законопроекту
«…У автовладельца имеется соблазн, учитывая мизерность штрафа, ездить без исполнения обязанности по страхованию своей гражданской ответственности до того момента, пока его не остановят сотрудники ГИБДД для проверки».