Вектор торможения: Долгосрочные тренды сегменты

10 лет назад будущее рынка тормозных систем виделось совсем по-другому. Мы думали, что керамика постепенно придёт в массовый сегмент — сейчас уже не столь уверены в этом. О пневмогидравлических тормозах, наоборот, тогда знали только инженеры, разрабатывавшие их в таких компаниях, как Bosch и Peugeot. Какие долгосрочные тенденции заметны на рынке тормозных систем рубежа второго и третьего десятилетий века?

 

 

 

 

 

Технологии замедления


1,6-3,6% прогноз роста мирового рынка тормозных систем до 2024 г.

Ещё 2–3 года назад мировые аналитики единогласно предсказывали, что сегмент тормозов будет расти быстрее, чем рынок автомобилей. Сейчас часть агентств сократили цифры роста. Прежний прогноз основывался на том факте, что парк постгарантийных автомобилей растёт быстрее, чем продажи новых. Причём рост наиболее выражен в странах Азии, а в этом регионе детали тормозных систем испытывают повышенный износ из-за загруженности и плохого качества дорог. Новый прогноз учитывает, что многие технологические инновации ведут, наоборот, к увеличению ресурса и межсервисного пробега, а значит, к снижению объёма рынка.
Правда, те же технологии ведут к усложнению и удорожанию тормозных систем. Какой из трендов будет более значимым, пока неясно.

Независимость на время


5% доля дилерских станций на рынке автосервисных услуг РФ

Это временный, чисто российский тренд: за период стагнации доля сервисного рынка, принадлежащая автодилерам, сократилась с 10% до 5%. Причин несколько: увеличилась доля постгарантийных машин и ценовое давление, наконец начали развиваться независимые франчайзинговые сети. Очевидное следствие — сокращение доли оригинальных тормозных деталей и расходников. Менее очевидный результат — рост спроса на информацию со стороны независимых СТО. Тормозные системы становятся сложнее, их обслуживание и ремонт требуют большей компетенции.
В долгосрочной перспективе тренд обратный, на рост доли дилерского обслуживания. Доля личных автомобилей в автопарке постепенно сокращается, а коммерческий сегмент медленно, но верно идёт к системе контрактов пожизненного обслуживания, как правило,
в авторизованном сервисном центре.

ТО не любительское дело


33% автовладельцев обслуживают машину сами или у частного механика

Интересно сравнить результаты двух опросов «Автостата» за 2015 и 2018 годы, измерявших число автовладельцев, обслуживающих машину самостоятельно. К сожалению, формулировки вопросов в них несколько отличались, поэтому цифры надо сравнивать с осторожностью, но общая динамика видна: если в 2015 году ТО самостоятельно делали 54% автовладельцев, то в 2018 году только 33% владельцев негарантийных машин предпочитали ремонтировать и обслуживать их самостоятельно либо у частного механика.
Для рынка тормозных компонентов это означает, что доля автомагазинов также будет ползти вниз, уступая место прямым поставкам компонентов на СТО. Соответственно, меняются требования к поставщикам, большее внимание нужно уделять скорости доставки, технической поддержке и партнёрским программам.


Слияния производителей


$5,4 млрд — стоимость сделки слияния Tenneco и Federal-Mogul

В мире наблюдается тенденция на укрупнение производственного и сбытового бизнеса в сегменте тормозных систем. Недавний яркий пример — покупка Federal-Mogul компанией Tenneco. Может показаться, что когда-нибудь в мире останется 2–3 мегапроизводителя и на этом всё закончится, но это не так. На самом деле тренд раскладывается на два процесса. Во-первых, на рынке появляется всё больше производителей из развивающихся стран. Западные компании потому и избавляются от производства простейших компонентов, чтобы не конкурировать с производителями из развивающихся стран. Во-вторых, в наукоёмких сегментах рынка тормозных систем постоянно появляются стартапы.
Те, кому удаётся найти свой рынок, растут и на определённом этапе развития привлекают внимание крупных компаний, желающих купить новичков.

Керамический тупик


$650 млн прогноз сегмента керамических тормозов в 2024 г.

О преимуществах керамических тормозов (с вариантами — карбоно-керамических и др.) говорят уже так долго, что стало скучно. При всех достоинствах, их цена так и не опустилась до уровня, приемлемого для массового рынка. Керамические диски на рынке есть даже для бюджетных моделей авто, но пользователи не торопятся на них переходить. Пока мы ждали массовую «керамику», была создана альтернатива — диски из высокоуглеродистого чугуна. И вертится в голове мысль: может быть, керамические тормоза — тупиковая ветвь развития? Но статистика всё же говорит, что спрос на растёт на 11% в год. Производителям никак не удаётся сократить стоимость деталей до приемлемых значений для массового рынка, но шансы по-прежнему есть.

Чугун под шубой


В 2 раза увеличивает ресурс диска карбид-вольфрамовое покрытие

Возможно, керамика навсегда останется нишевым продуктом, потому что производители сфокусировались на более перспективной конструкции — тормозных дисках из высокоуглеродистого чугуна, а теперь ещё и дисках с карбид-вольфрамовым покрытием. Они превосходят продукцию из обычного чугуна по тем же характеристикам, что и керамические: температурная устойчивость, эстетичный внешний вид, устойчивость к истиранию, меньшая шумность. По цене диски новых типов оказались посередине между дисками из обычного чугуна и керамическими аналогами, на вторичном рынке их обычно предлагают в рамках премиум-линеек. Однако по сочетанию цены, ресурса и безопасности данные диски оправданы к применению даже на бюджетных автомобилях, поэтому их применяемость быстро растёт.

Медный век заканчивается


В 20-60 раз сократится содержание меди во фрикционных материалах к 2025 г.

Металлы, в первую очередь медь, добавлялись в фрикционные материалы для улучшения теплопроводности и в качестве смазывающего компонента. К сожалению, тормозная пыль — один из основных источников загрязнения водоёмов
тяжёлыми металлами. Измерения проб воды всего в двух американских штатах Калифорния и Вашингтон показали,
что ежегодно с тормозной пылью в водоёмы смывается более 700 тн меди. Это привело, с одной стороны, к появлению
законодательных ограничений на применение металлов во фрикционных материалах; с другой стороны, к добровольному
движению автопроизводителей в ту же сторону. Оказалось, что компаунды с включением базальтового волокна и терморасширенного графита не только более экологичны, но и обладают лучшими рабочими характеристиками, чем
металлсодержащие. Редкий случай, когда требования «зелёных» привели к улучшению ездовых качеств автомобиля.

Вечно новый ремануфактуринг


7,1% средний годовой рост мирового рынка ремануфактуринга автокомпонентов

Тормозные колодки были в числе первых компонентов, с которых начался быстрый рост ремануфактуринга автокомпонентов
в конце девяностых годов. Расширение отрасли не останавливается уже два десятка лет, поскольку ведущие операторы рынка открывают возможности восстановления всё новых компонентов: шланги, рукава, в числе самых последних
— тормозные суппорты. В России также ряд компаний предлагают восстановленные компоненты тормозной системы.
Как правило, это продукция, восстановленная на европейских заводах, для западных автопроизводителей она стала средством ценовой конкуренции.
К сожалению, в России неохотно развивается сбор и создание восстановительных производств по причине отсутствия поддерживающего законодательства и в целом недостаточной развитости автокомпонентной отрасли.

Тормоза без трения


27,9% средний годовой рост рынка автомобильных систем рекуперации энергии

К 2026 году рынок автомобильных систем рекуперации энергии достигнет $71 млрд и обойдёт по размеру рынок тормозных систем, основанных на принципе трения. Пневмогидравлические и электродинамические рекуператоры способны полностью заменить барабанные и дисковые тормоза — при условии, что будут решены технические трудности. Проблема пневмогидравлических систем — значительный вес и размер, ограничивающие сферу их
применения автобусами и мусоровозами.
Массогабаритные характеристики постепенно становятся лучше и известно, в частности, что грузовики Dongfeng вскоре будут массово оборудоваться пневмогидравлическими системами рекуперации. Препятствие для широкого использования электродинамических систем — ограниченность зарядных токов современных аккумуляторов — также успешно решается за счёт внедрения 48-вольтовых систем и аккумуляторов новых типов.

Добавить комментарий