Чтобы воспитать своего механика
3–5 апреля в Астане состоится выставка автокомпонентов KIAE supported by Automechanika. Какие перспективы несёт российским специалистам посещение и участие, учитывая специфику казахского автомобильного рынка?
«Положение на автомобильном рынке Казахстана в целом я бы оценила как неоднозначное, — говорит Мария Котвицкая, исполнительный директор международного маркетингового агентства AGV-Aftermarket. — Рынок восстанавливается после кризиса. Уровень автомобилизации дает потенциал для роста как минимум в 2 раза в ближайшее десятилетие, однако парк крайне старый, более 2/3 автомобилей старше 10 лет».
Несмотря на рост продаж, общая численность автомобилей начиная с 2012 г. практически остаётся на уровне 4 млн ед. «Основные возможности кроются не в увеличении парка, а его обновлении», — считает она. Изменения в госрегулировании в последние годы усложнили импорт новых или подержанных автомобилей. Был запрещён ввоз авто с правым рулём, увеличены таможенные пошлины и сбор за первичную регистрацию, введён ряд ограничений по экологичности и безопасности.
«Несмотря на старт государственной программы замещения импорта, для российских компаний, как и любых других, рынок Казахстана в целом открыт. Абсолютно успешной моделью здесь сейчас является оптимальное соотношение цены и качества», — говорит Мария.
В пример она приводит компанию Toyota — лидера рынка с долей в продажах 23% по итогам 2017 г. Наиболее динамично растёт сегмент доступных и современных автомобилей. Избрав такой подход, Ravon за 2 года вырвался в лидеры продаж и занял к концу прошлого года 10% первичного авторынка.
Производителям приходится тщательно разрабатывать ценовой и географический таргетинг. Рынок территориально развивается неравномерно. Существенный рост в 2017 г. отмечен лишь в 5 из 16 регионов РК, в первую очередь в городах Талдыкорган, Каскелен и Талгар. В целом самым «автомобильным» считается восток и юг Казахстана, а самые свежие парки — в Атырауской, Мангыстауской и Западно-Казахстанской областях, также в Астане, где доля новых автомобилей составляет от 23,6% до 38,4%.
Поэтому брендам среднего класса и выше следует сосредоточиться только на наиболее экономически развитых районах и участвовать в социальных программах и программах кредитования, чтобы обеспечить достаточнуюю рентабельность.
Казахстан идёт на рынок
«В сфере сбыта качественных запчастей Казахстан отстает примерно на 5 лет от других рынков СНГ — России, Беларуси, Украины, — оценивает руководитель AGV-Aftermarket. — Должной культуры обслуживания пока нет ни у автовладельцев, ни у и автосервисов и продавцов автозапчастей».
Казахский массовый автомобилист привык покупать запчасти на авторынках по принципу «где дешевле» и обращаться за ремесленническим обслуживанием к частным механикам. Сервисмены, опять же, отправляют клиента за запчастями на рынок, ограничиваясь только услугой замены.
Сетевые игроки автосервисного рынка в Казахстан еще не пришли. Соответственно, нет никого, кто мог бы внедрять стандарты работы, принятые в более развитых странах. Авторынки поддерживаются близостью Казахстана к Китаю. Удобная логистика дает предпринимателям возможность работать малыми партиями, вплоть до паллеты.
«И всё же у рынка автосервиса большой потенциал», — уверяет Мария Котвицкая. По прогнозам, парк новых автомобилей будет расти на 15–20% ежегодно, что удвоит долю новых авто через 5 лет. В наиболее интересный для сервисной отрасли сегмент автомобилей возрастом 3–10 лет сейчас попадает около 750 тыс. легковых машин. Половина этих авто сконцентрирована в регионах Алматы и области, ЮКО и Астане.
«Чтобы насытить рынок качественными компонентами, нужно исправить корневую проблему: выбор запчасти сейчас определяет автовладелец, неквалифицированный участник рынка, — говорит Мария. — Чтобы изменить ситуацию, автосервисы должны стремиться продавать, давать гарантию, решать задачу ремонта комплексно.Если вы желаете развивать продажи, то должны искать и растить своего потребителя в лице автосервисов, активно доносить до конечного потребителя достоинства и преимущества своих продуктов.
По прогнозам, парк новых автомобилей будет расти на 15–20% ежегодно, что удвоит долю новых авто через 5 лет
Обязательно опирайтесь на аналитику рынка, фокусируйтесь на регионах с активно растущим парком и на конкретных марках». Лидер Центральной Азии «Астану мы ставим в ряд мегаполисов, имеющих перспективу активного развития в ближайшие 5–10 лет, — говорит Олжас Канапьянов, директор по развитию ТОО «Выставочная Компания “Астана-Экспо КС”». — Кроме того, сюда проще приехать из любой точки Казахстана, чем, например, в Алматы».
«Автомеханика» постоянно ищет новые рынки, рассказывает эксперт, и это обеспечивает ей впечатляющие темпы роста. Казахстан был выбран как экономический лидер Центральной Азии. Сейчас организаторы выставки считают, что главное — помочь ускоренными темпами привести рынок постпродажного обслуживания автомобилей к современному формату.
«Мы хотели привлечь к выставке те компании, местные и международные, которые ищут новые ниши и рынки, желают использовать возможности качественного продвижения своих продуктов», — говорит Олжас. Сейчас на KIAE уже сложился пул участников, ведущих казахских производителей автокомпонентов: Phaeton DC, СОБЕК-Сервис, Kulan Oil, Karcher, других. Из иностранцев много площадей выкупают компании из Германии, ОАЭ и Польши. Традиционно особое место занимает объединённая экспозиция из КНР.
Мы редко видим россиян на деловой части иностранных выставок — а зря. Программа 2018 г. на KIAE, например, предусматривает проведение III Казахстанского международного автомобильного форума KIAF. Нет лучшего места, чтобы в сжатый срок получить массу информации о состоянии и стратегии развития автопрома в Казахстане и Центральной Азии, включая вопросы локализации производства. В этом году на форуме будет шире, чем в прежние годы, развернута также тема коммерческого автотранспорта.
Наш собеседник отдельно отметил актуальность блока форума, посвящённого пассажирскому автотранспорту. В рамках выставки этого года состоится круглый стол«Автосервис». «Участникам круглого стола, думается, будет интересно узнать о том, что уже сейчас делают наиболее прогрессивные отечественные компании в сферах подготовки персонала, мобильных автосервисов, работы с поставщиками», — считает Олжас Канапьянов.
В рамках выставки появилась новая программа «Академия KIAE» — практическая площадка для профессионалов, объединяющая семинары и презентации, проходящие в течение всех трех дней работы выставки с утра до вечера.
На одной площадке с KIAE supported by Automechanika проходит выставка коммерческого транспорта CTECA. В этом году в экспозицию CTECA войдет новая секция дорожной и строительной техники, рассказал нам эксперт.
«Актуальность её открытия обусловлена притоком инвестиций и наращиванием объемов дорожного строительства: возникла потребность в новых производственных мощностях, современной дорожной и строительной технике и внедрении новых технологий», — объясняет он.
Секция будет представлена на открытой выставочной площади, что даст возможность большему числу посетителей подробно ознакомиться с представленными экспонатами, последними разработками и достижениями в отрасли.
www.kiae.kz
+7 495 649 69 11