Рост продаж грузовых автомобилей на российском рынке продолжался почти весь 2016 год и первый месяц 2017 года. Возможно, это устойчивая тенденция, которая свидетельствует о начале восстановлении рынка.
Российский рынок грузовиков сокращался несколько лет, с 2012 по 2015 год и к началу 2016 года он сократился больше, чем на 50%. В апреле 2016 года рынок грузовиков показал рост к апрелю 2015 года и с тех пор положительные тенденции не прерывались, хотя темпы роста не были устойчивыми.
При этом спрос на рынке грузовых автомобилей всё время кризиса смещался в сторону российских марок по причине девальвации рубля, что существенно сократило конкурентоспособность импортных машин.
В 2016 году доля российских брендов на рынке грузовиков составила 76%.
В январе 2017 года объем рынка новых грузовых автомобилей в России увеличился по сравнению с показателями января 2016 года на 25,5% и составил 3,5 тыс. единиц.
Росли продажи почти всех грузовиков. Так, объём продаж КамАЗа увеличился по сравнению с январем 2016-го на 28,9% до 1531 ед. ГАЗ реализовал 394 автомобиля, что на 1,5% больше, чем в аналогичный период прошлого года. Продажи МАЗ выросли на 7%, до 200 ед.
Продажи иностранных брендов увеличились резко, хотя количественно это не очень много: Scania прибавила 222,6% (200 ед.), Volvo прибавил 128,8% (167 ед.), Mercedes-Benz +93,8% (155 ед.), Isuzu +60,2% (141 ед.), DAF +316,7% (75 ед.).
И единственный бренд, который в январе сократил продажи на 3%, до 164 ед. был MAN. Российский рынок новых грузовиков — это преимущественно КамАЗ, доля которых на рынке составляет порядка 40%.
Участники рынка полагают, что есть две основные причины для роста рынка грузовиков: господдержка и падение курса рубля по отношению к доллару и евро. Дополнительной причиной послужила необходимость обновления автопарка, впрочем, парк новой техники относительно невелик: более 51 % грузовиков в строю уже больше 20 лет и существенного изменения этого соотношения нет.
Падение курса рубля исключает конкурентное давление со стороны импорта, что облегчает продвижение на рынке отечественных брендов, но этот фактор был бы действительно значимым, если бы российская экономика была в лучшем состоянии. Тем не менее, этот фактор позволил российским автопроизводителям начать обновление модельного ряда. В частности, КамАЗ активно вытеснял импортный автотранспорт новым магистральным тягачом КамАЗ-5490, на предприятии было налажено производство самосвалов с двигателем Cummins, соответствующего стандартам Евро-5. По всей видимости, ведущим фактором роста рынка грузовиков стала господдержка отрасли.
В 2015 году программа обновления парка и льготный лизинг, а также непосредственная господдержка в виде субсидирования части процентных выплат по инвесткредитам, удержали рынок от сокрушительного падения, эксперты КамАЗа, в частности, утверждали, что если бы не эта помощь, то рынок тяжелых грузовиков обвалился бы на 60–80%.
В 2016 году государство увеличило объем поддержки производства коммерческого транспорта, в частности, в направлении субсидирования экспортных поставок. Кроме того, возобновлена программа льготного автолизинга, программы обновления парка (trade-in и утилизация), на которые были потрачены миллиарды рублей. По итогам полугодия господдержка обеспечила продажу порядка 275 тысяч автомобилей из 500 тысяч всех автомобилей, в том числе грузовиков.
Но, несмотря на господдержку и благоприятную для отечественных брендов ситуацию на рынке, нельзя утверждать, что рынок восстановился, можно надеется на начало прекращения многолетнего падения. Результаты продаж января превзошли лишь показатели января 2016 года, нужно ждать дальнейшего развития ситуации, чтобы делать уверенные выводы и строить прогнозы.
Годовая динамика подтверждает, в лучшем случае, сдержанный оптимизм относительно дальнейшего развития ситуации на рынке. В 2016 году объем российского рынка новых грузовых автомобилей составил 53,3 тыс. ед., что на 4,2% больше, чем в 2015 году, когда было продано 51 160 грузовиков. Но в 2014 году продажи новых грузовиков составили 88,04 тыс. ед. и это после сокращения на 20,5% к показателям 2013 года. Чтобы достичь хотя бы показателей 2014 года, продажи грузовиков должны вырасти очень существенно.
Автопроизводители могут и далее рассчитывать на поддержку властей, но, судя по всему, в меньшем объёме. Согласно заявлению премьера Дмитрия Медведева, на поддержку отечественного автопрома в течение 2017 года в бюджете заложены 62 млрд рублей, что на 3 млрд рублей меньше, чем годом ранее. В частности, на продолжение госпрограммы обновления автопарка в 2017 году предполагается направить 17,5 млрд рублей; 17,4 млрд рублей планируется выделить на стимулирование спроса; на субсидирование части выплат по кредитам, взятым автопроизводителями и поставщиками компонентов, планируется выделить до 7,4 млрд рублей; 10 млрд, предположительно, будет направлено на поддержку льготного лизинга.
Александр Морозов,заместитель главы Минпромторга
«На долю господдержки пришлось больше половины объема произведенной техники и это критический уровень. Если объём производства не обеспечен потребительским спросом, то возникает вопрос избыточности производства. Поэтому в будущем госпомощь планируется сделать более адресной».
Но нужно заметить, что не все участники рынка оценивают господдержку полностью положительно. Так, заместитель главы Минпромторга А. Морозов, заявил, что господдержка помогает поддерживать рынок, но в то же время это вызывает привыкание автопроизводителей к государственной помощи. По словам Морозова, на долю господдержки пришлось больше половины объема произведенной техники и это критический уровень. Если объём производства не обеспечен потребительским спросом, то возникает вопрос избыточности производства. Поэтому в будущем госпомощь планируется сделать более адресной. Это тем более актуально, что вряд ли государство в близкой перспективе будет иметь достаточно средств для массированной поддержки автопрома.
Если власти сократят поддержку, то ведущими станут рыночные факторы. На продажи грузовиков влияет ситуация на рынке грузоперевозок. В 2016 году грузооборот автомобильного транспорта в России был незначительно больше, чем в 2015-м и составил 121,2 млрд тонно-км, что незначительно превысило уровень 2015 г. При этом рост показателей связан с тем, что масса перевезенных грузов увеличилась примерно на 1% и достигла 1554,5 млн тонн.
Транспортные компании стремились отправлять грузы большей массы на меньшие расстояния, что не ведёт к росту спроса на рынке грузовиков. В январе 2017 года грузовиками было транспортировано 318 млн тонн грузов, что на 1,5% больше, чем за аналогичный период 2016 г., грузооборот увеличился на 1,6% и составил 14,3 млрд тонн-км.
Грузоперевозки лишь одна из отраслей, прямо влияющих на продажи грузовиков. В других секторах положение не лучше — инвестиции в проекты нефтегазовой отрасли не растут, оборот розничной торговли сократился на 5,2% в 2016 году и на 3% в январе 2017 года, не растёт строительный рынок, пока не планируются крупные инфраструктурные проекты.
Возможно, поэтому прогнозы развития российского рынка грузовиков осторожны, прорыва в 2017 году, несмотря на впечатляющее начало, мало кто ожидает. Большинство положительных ожиданий связаны с 2018 годом.
Но с чем связаны надежды на 2018 год пока не совсем ясно, возможно, участники рынка ожидают, что предполагаемое изменение геополитической ситуации может как-то повлиять на экономику России в целом, и, соответственно, на рынок грузового автотранспорта.