Авторынок:динамика цен

В 2015 году Минэкономразвития приостановило действие соглашений с несколькими иностранными производителями автокомпонентов, которые не смогли выполнить условия локализации. Это способствовало росту цен на машины. Впрочем, это не единственный и не главный фактор, который ведёт к удорожанию автомобилей.

Динамика роста цен на а/м в РФ, % к пред. годуКризис, вошедший в активную фазу в 2014 году, привёл к заметному росту цен на автомобили, как и на многие другие товары. Причиной послужили многие факторы, из которых можно выделить рост курса иностранной валюты, он и послужил основным катализатором резкой смены динамики цен на машины. Быстрее всего цены на автомобили росли в конце 2014 г. ближе к началу 2015 г., во время резкой девальвации рубля.
Повышение цен в 2015 г. началось с самого января. В частности, BMW поднял цены до 6,5% на разные модели, причём цены до этого поднимались три раза за несколько месяцев. Автомобили Nissan к началу 2015 г. выросли в цене на 15%, автомобили KIA — на 11%. Mercedes-Benz в марте повысил цены на 2–9%, и это было в третий раз с начала года, модели Lada подорожали к этому времени на 15%.
В то же время, из-за снижения спроса цены на популярные автомобили Ford в январе-феврале сокращались на 6–20%, Peugeot — на 81%, Daewoo на 56%. И, тем не менее, тренд рост стоимости автомобилей был очевиден.
Дорожали как новые автомобили (на 24,5% к АППГ), так и подержанные (на 28% к маю 2015 г. к АППГ). Летом были предпосылки к снижению цен на новые автомобили большинства марок, из-за роста курса рубля, но эта тенденция не закрепилась. В то же время, существенно снизились цены на подержанные машины: в июне по отношению к июлю цены упали на 8%, а за полгода на 23% к АППГ. К середине октября автомобили АвтоВАЗа подорожали в среднем на 13% с начала 2015 г., линейка Granta, Kalina и Largus подорожала на 22%.
Автомобили Kia выросли на 12%, автомобили Toyota на11%, автомобили Mercedes на 6%. Минимальный рост цен был у Mitsubishi, Hyundai и Nissan — на уровне 2–3%. Снижение цен за отчётный период продемонстрировали только три автопроизводителя — Ford, Renault и BMW.
Автомобили этих брендов подешевели в среднем на 3–4%. В октябре-ноябре цены на подержанные машины упали на 18%. К концу 2015 г. средневзвешенная цена а/м по сравнению с показателями 2014 г. увеличилась на 20% и составляла тогда 960 тыс. рублей (по другим данным 1,2 млн руб.). При этом больше всего выросла цена на Land Rover — на 61%, цены на Cadillac выросли на 48%, на машины Volvo — на 43%. Рост цен на автомобили Opel составил 38%, цены Peugeot подросли на 35%, стоимость Audi, Citroen и Toyota увеличилась на 30%, марки Lada и УАЗ подорожали на 15%.
В 2016 г. снижения стоимости автомобилей не ожидается. Продолжению роста стоимости способствует несколько факторов. С 2016 года размер утилизационного сбора для автопроизводителей в связи с падением рубля планируется увеличить примерно на 60%. И если базовая ставка для новых легковых машин составляла 20 тысяч рублей, то с учётом 60%-й индексации она вырастает до 32 тысяч рублей. Естественно, это повлияет на конечную цену автомобилей. Автопроизводители обращались в правительство с просьбой не повышать утилизационный сбор, но власти им навстречу не пошли.
Ключевым фактором роста цен остаётся девальвация рубля. Участники рынка не смогли компенсировать потерь от обрушения рубля ещё 2014 г., в том числе потому, что оно усугубилось падением покупательной способности россиян. То есть, увеличение цены соответственно курсу валют не привело к компенсации ущерба, потребители в современных условиях подорожавшие автомобили не покупают, точнее, покупают в минимальных количествах. При этом курс рубля не стабилизируется, и цены всё равно приходится повышать. Несут потери и те продавцы, которые пытаются нарастить долю на рынке за счёт продажи автомобилей без наценки, так и те, кто предпочитает увеличивать цены, чтобы получить хоть какую-то прибыль.
С 2016 г. в России начинают действовать экологические требования Евро-5 и это тоже внесёт свой вклад в рост цен на машины. Соответствие более жёстким экологическим нормам требует определённой доработки техники до нужных параметров и может увеличить стоимость машин до 7%.
Ещё один фактор — повышение внутренних цен на промышленные металлы в связи со снижением мировых цен на них. В начале февраля стало известно, что российские металлургические предприятия будут повышать цена на 3-6%, затем, возможно, и больше. Для компенсации подорожания металла российские автопроизводители будут вынуждены тоже увеличивать стоимость конечной продукции от 0,3% до 1%. То есть выпадающие доходы на внешнем рынке российские металлурги покрывают за счёт потребителей внутри страны.
Способствует росту цен на машины ситуация на рынке автокомпонентов. Так, в 2015 г. Минэкономразвития приостановило действие соглашений с несколькими иностранными производителями автокомпонентов из-за того, что они не выполнили условия контрактов. Предположительно, это может вызвать рост цен на комплектующие, что потянет за собой и рост цен на автомобили.
Стоимость автокомпонентов, впрочем, будет расти и по другим причинам — рост тарифов на перевозки, девальвация, рост цен на металлы и, в конечном итоге, всё это приведёт к росту стоимости машин. По самым взвешенным оценкам, стоимость автомобилей к концу 2016 г. увеличится на 20–25%. В этом году у продавцов больше не будет возможностей сдерживать цены, скидки станут совершенно невыгодны. Есть, впрочем, и противоположное мнение: в течение 2016 г. покупательная способность россиян продолжит падать, то есть они просто не смогут купить машины по завышенным ценам и дилерам придётся снижать цены.
Но большинство участников рынка склоняются к тому, что цены всё же придётся увеличивать. По всей видимости, продавцы будут просто ждать улучшения экономических показателей, никакие локальные меры ситуацию не исправят. Подсчитано, что критический порог потребления на автомобильном рынке — 1,35 млн автомобилей в год, если продажи будут меньше, то последствия для авторынка будут драматичными.

Добавить комментарий