Опросив нескольких игроков рынка, мы выяснили, как три полюса аккумуляторного рынка — производители, продавцы и потребители — создали современное поле маржинальности, сервиса и других параметров.
Если свести воедино мнения экспертов, с которыми вы ознакомитесь дальше, то в сумме мы увидим следующую картину. Наиболее сложна для понимания ценовая динамика рынка автомобильных аккумуляторов. Все отмечают, что продукция за истёкший год стала дешевле, но игроки различают «плохую» и «хорошую» тенденцию на понижение.
Под «плохой» понимают демпинг, ведущийся в первую очередь со стороны российских частных торговых марок. «Хорошая» связана с повышением эффективности аккумуляторного бизнеса в целом, включая переход на современные методы производства и сокращение плеча от производителя до потребителя.
В зависимости от того, какая тенденция перевесит, сбалансированная цена может либо достигнуть справедливого баланса, либо опуститься до уровня, когда все звенья проигрывают, от производителя до потребителя. Вероятность второго сценария, к счастью, уменьшилась.
Спасибо за это надо сказать в первую очередь потребителю, который смог в массе своей повысить грамотность и преодолеть искушение выбирать самые дешёвые варианты без оглядки на качество. А за потребителем последовали и российские производители аккумуляторов. Все отмечают, что выбор качественной отечественной продукции стал шире. Что более важно, сложилось предложение местных батарей современных типов, включая EFB и AGM. На подходе гелиевые и литийионные варианты.
Это тем более важно, что иностранные «аккумуляторщики» по-прежнему неохотно вкладываются в локализацию своих производств. Неоднозначна роль торговых операторов в наблюдаемых тенденциях. С одной стороны, именно они генерируют наибольшее число сверхбюджетных частных торговых марок и поддерживают пагубные практики, такие как стимулирование розничных продавцов комиссионным вознаграждением.
С другой стороны, многие крупные и мелкие операторы проделали хорошую работу по повышению эффективности в своей зоне ответственности за счёт развития новых инструментов: интернетпродаж, оптимизированной логистики, приёма вторсырья и других. Пользу рынку даёт также слияние и укрупнение торговых операторов: это удерживает маржинальность от дальнейшего падения и снижает накал конкуренции.
Владимир Кужелевич, заместитель руководителя направления АКБ ГК «НПН»
Экономическая ситуация в стране влияет на спрос. Увеличиваются также сроки замены аккумуляторных батарей. Торговые операторы стали больше уделять внимания маркетингу, использовать различные стимулирующие акции. Всё большую популярность набирают интернет-продажи, доставка и установка АКБ на автомобиль. В то же время постпродажное обслуживание большой популярностью не пользуется. В сегменте аксессуаров пусковые провода стали продаваться меньше, а вот продажи зарядных устройств и пауэр-банков растут.
Российский рынок по причине небольшого объёма и сложной конкурентной среды не очень привлекателен для иностранных инвестиций в производство. Зато российские производители модернизируют производство, наращивают объёмы и налаживают производство батарей по новой технологии EFB. Растущая конкуренция тянет цены вниз. С другой стороны, конечные потребители становятся все более технически подкованными.
Особое внимание обращают, в частности, на даты производства батарей. Число выбирающих самые бюджетные АКБ увеличилось,нонезначительно.Эта тенденция согласуется с модернизацией производств, так что наблюдаемое сейчас улучшение качества неудивительно. Текущие тенденции будут только набирать ход. Кроме того, мы прогнозируем увеличение роста продаж в СТО официальных дилеров.
Александр Куров, продукт специалист Bosch по АКБ
Важными факторами на рынке сейчас является общее экономическое состояние в стране с одной стороны, и выход локальных производителей с батареями EFB с другой. Мы уже продолжительное время замечаем сдвиг рынка в сторону бюджетных АКБ, зачастую обладающих характеристиками ниже заявленных.
При этом потребитель за свои деньги всё равно старается выбрать АКБ с наилучшим качеством. Стоит отметить, что локальные производители значительно улучшили качество своей продукции и начинают выходить на рынок высокотехнологичных аккумуляторов типа EFB и AGM, где уже долгое время продаются аккумуляторы Bosch. Мы гарантируем качество своего продукта и уверены, что потребители, выбравшие наши аккумуляторы, только подтвердят это.
Ольга Афанасьева, директор по маркетингу компании «БатБаза»
В 2018 году мы наблюдали продолжение трендов, обозначенных в аналогичном обзоре год назад: сокращение плеча между производителем и конечным потребителем, снижение маржинальности, отток потребителей в более дешёвые ценовые сегменты. Стремление потребителя сэкономить на аккумуляторе — вынужденная мера, так как покупательная способность очень сильно упала. Это и является ключевым фактором, влияющим на вторичный аккумуляторный рынок. Сейчас доля операторов, принципиально не торгующих дешёвыми батареями, очень сильно сократилась, повсеместно внедрилась практика приёма использованных аккумуляторов в счёт покупки новых, что даёт возможность потребителю существенно сэкономить.
В крупных городах всё больше покупателей уходит в интернет,так как это даёт возможность сравнить цены и выбрать самые дешёвые позиции. И если раньше доставка из онлайн магазинов стоила 400–500 руб. (для Москвы), то сейчас все больше компаний предлагают бесплатную доставку, что опять же негативно сказывается на доходности бизнеса.
С рынка уходят крупные локальные операторы, сегмент дешёвых аккумуляторных батарей растёт, но вместе с тем увеличивается доля премиального сегмента (по крайней мере, в нашей компании). В 2018 году доля премиальных российских брендов в нашей структуре продаж увеличилась с 28% до 31%. В 2018 году мы объединились с компанией «Автоюнион», одним из ключевых дистрибьюторов в сегменте импорта, дополнив наш марочный портфель хорошим сильным брендом Moratti, производящимся в Словении на заводе TAB.
Сейчас начат процесс поглощения крупнейшего дистрибьютора Москвы и МО. Ранее мы заключили соглашение о совместном развитии с «Курским аккумуляторным заводом», теперь мы стали его единственным стратегическим дистрибьютором на вторичном рынке. Это и является нашей стратегией в 2019 году: мы предлагаем клиентам широкий ассортимент конкурентной продукции, начиная от самого низкого ценового сегмента и до премиальных высокотехнологичных аккумуляторов. Если отбросить сегмент локальных дешёвых частных марок и говорить только о крупных российских производителях, то качество продукции растёт.
Связано это и с переоборудованием заводов, и с совершенствованием используемых технологий, а также с ужесточением требований автопроизводителей. Это касается и батарей в сегменте эконома, в котором нужно выделить понятия «токи» и «процент рекламаций». Потребитель под качеством часто подразумевает токовые характеристики, а производитель, скорее, ориентируется на процент рекламаций. Примечательно, что у заводов, выпускающих батареи во всех ценовых сегментах, процент рекламаций в экономе не выше, то есть одинаково низкий у всей продукции.
При этом токи в экономе, конечно, существенно ниже, чем в верхних ценовых сегментах. Для покупателя основная опасность кроется в локальных частных торговых марках, которых сейчас великое множество. Эти батареи дистрибьюторы покупают где только могут и клеят на них этикетки с какими угодно данными.
Алексей Белецкий, руководитель департамента закупок ABS-AUTO
Состояние рынка АКБ еще не пришло к докризисным показателям. Продажи автомобилей восстанавливаются медленно, спрос смещается в более дешёвые сегменты, срок эксплуатации АКБ увеличивается. Заметно сильное расслоение рынка на надёжные бренды с давней историей и ценовым позиционированием выше среднего уровня и на новых игроков — российские марки, которые в погоне за покупателями снижают стоимость своей продукции до минимального порога, часто в ущерб качеству.
В нашем торговом портфеле отсутствуют собственные торговые марки АКБ. Мы делаем ставку на известные и хорошо зарекомендовавшие себя бренды. Аккумуляторные батареи Bosch на протяжении многих лет остаются наиболее популярными у наших клиентов.Для увеличения объёма закупок мы дополнительно проводим стимулирующие мероприятия для оптовых клиентов — дарим зарядные устройства, памятные подарки, бытовую технику.
Артем Сауэрмильх, руководитель отдела маркетинга и рекламы компании «Елабужский аккумуляторный завод»
Сильнее всего на цены и спрос влияют три фактора: стоимость сырья, демпинг крупных игроков рынка и покупательная способность населения. Был период тотальной экономии на АКБ, но надеемся, что он закончился. Потребители понимают, что аккумулятор не тот компонент, на котором стоит экономить.
В соответствии с изменением психологии покупателя качество стало улучшаться. Что касается производства, мы, исходя из совокупности факторов, прогнозируем сокращение иностранных инвестиций. Но не стоит забывать о продолжающемся импортозамещении. Также рассчитываем, что стабилизация рынка свинца и его переработки повлечёт за собой дальнейшие качественные улучшения и развитие рынка стартерных АКБ.