В 2017 году КамАЗ сохранил лидерские позиции на российском авторынке, увеличил рост продаж и разделил производство премиальных и бюджетных грузовиков, планы на 2018 год еще больше.
По итогам 2017 года производство автомобилей КамАЗ по сравнению с показателями 2016 года увеличилось на 12%, до 39525 машинокомплектов. В декабре 2017 года выпущено 4238 машинокомплектов.
На экспорт в 2017 году КамАЗ отправил около 6 тысяч автомобилей. Кроме того, на заводе двигателей и СП «Камминз Кама» в 2017 году было выпущено 42000 экземпляров силовых агрегатов, а декабре — около 4500 силовых агрегатов. Объем продаж автомобилей КамАЗ в 2017 году составил порядка 26400 автомобилей, что на 30,6% превышает показатели предыдущего года.
Кстати, КамАЗ в прошлом году снизил коэффициент дефектности на автомобиль на 54,3%, количество дефектов на автомобиль снизилось на 42,8%, а уровень потерь от брака — на 20,6%. По итогам года КамАЗ получил право на использование общефедерального знака качества, которым может маркировать продукцию.
Производственные итоги года достаточно исчерпывающе подытожил в свое выступлении генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин: «Задачи, которые были поставлены перед коллективом компании в начале 2017 года, считаю выполненными на достаточно высоком уровне.
Вывели на рынок модернизированную версию популярного тягача КАМАЗ-5490. Организовали производство нового рядного шестицилиндрового двигателя для нового поколения автомобилей КАМАЗ. Много шагов вперёд
сделано в разработке концепции новой кабины для автомобилей поколения К5 и строительстве нового завода, где уже в 2019 году будет запущено серийное производство каркасов новых кабин. Прототип автомобилей с абсолютно новой кабиной и новым двигателем Р6 уже создан, осенью мы презентовали наш первый грузовик КАМАЗ-54901 на выставке «Комтранс» в Москве».
Финансовые итоги года пока не подведены, однако, если судить по росту продаж, который продолжался весь год, то, вероятно, тенденция первого полугодия 2017 года удержалась до конца года и КамАЗ получил прибыль. А в первом полугодии, напомним, КамАЗ получил чистую прибыль по МСФО в размере 990 млн рублей против убытка в 1,9 млрд рублей годом ранее, при увеличении выручки в 1,3 раза, до 62,315 млрд руб.
Особенности года
Особенностью прошлого года был рост доли премиальных автомобилей в общем объеме производства КамАЗ. Премиальными считаются тягачи и самосвалы КамАЗ, с кабинами и узлами Daimler, которые в 2017 году пользовались повышенным спросом у потребителей.
Одним из таких премиальных грузовиков был КАМАЗ-5490 NEO, выпуск которого начался в 2017 г. Daimler стратегический партнер КамАЗа c 2008 года и сотрудничество компаний поступательно развивается. Одним из последних достижений сотрудничества было подписание договора КамАЗ и Daimler AG о создании совместного предприятия по разработке каркасов кабин в Набережных Челнах. Предполагалось, что осенью 2017 года начнет функционировать подразделение окраски и сварки, весной этого года начнутся пусконаладочные работы, а затем тестовый запуск. В 2019 году должно стартовать серийное производство. Перспективная мощность завода ПАО «КамАЗ» и Daimler AG до 55 000 каркасов кабин в год.
Но уже сейчас можно считать сотрудничество Даймлер и КамАЗ удавшимся. Спрос на грузовики с узлами в 2017 году настолько высок, что КамАЗ решил перестроить производственную схему, в 2018 году разделив производство на две линии.
На первой линии главного сборочного конвейера будут выпускаться грузовики традиционного модельного ряда «Камаза», на второй линии грузовики нового поколения. Кроме высокого спроса, необходимость разделить производство автомобилей связана со спецификой использования узлов Daimler. Повышение специализации производства автомобилей, по планам, должно увеличить производительность на 5–10%.
Планы
В 2018 году КамАЗ планирует реализовать 43,1 тысяч грузовиков, из них 37 тыс. ед в России. Доля премиальных грузовиков КамАЗ в объеме выпуска вырастет на 25% и составит более 10 тыс. ед. В 2018 году КамАЗ надеется получить 1,586 миллиарда рублей чистой прибыли по МСФО привыручке в 171,3 миллиарда рублей. На экспорт в 2018 году КамАЗ планирует отправить около 6,5 тысяч грузовых автомобилей. Кстати, в начале этого года в рамках подписанного в мае 2017 года между ПАО «КамАЗ» и компанией Lifetruck меморандума более тысячи грузовых автомобилей моделей КАМАЗ-5460, КАМАЗ6460 и КАМАЗ 6520 отправлены на Филиппины.
ЦИТАТА
Сергей Когогин, генеральный директор ПАО «КАМАЗ»
«Задачи, которые были постав лены перед коллективом компании в начале 2017 года, считаю выполненными на достаточно высоком уровне».
На 2018 год КамАЗ утвердил программу качества, в рамках которой планируется сократить на 10% количество рекламационных дефектов на 100 автомобилей после трех месяцев эксплуатации, на 10% уменьшить коэффициент дефектности и количество дефктов на автомобиль, особенно жесткие требования будут предъявляться в этом контексте к моделям 6580, 65801, 65802, 65806, 65208, 6520 люкс, 65201 люкс.
КамАЗ на рынке грузовиков
По данным Росстата, производство грузовых автомобилей в 2017 году составило 162 тысячи единиц, что на 18,2% больше, чем в 2016 году.
По итогам 2017 года в России было продано 80,2 тыс. грузовиков, что на 50,4% больше, чем в 2016 году. Доля автомобилей КамАЗ 33% на рынке. Продажи грузовых автомобилей ГАЗ достигли 7,8 тыс. ед, что на 7% больше, чем в 2016 году, Volvo показал значительный прирост, на 246,6% к показателям 2016 года. Это в еще большей степени показывает, насколько вырос спрос на премиальные грузовики. Также существенно выросли продажи Scania (5,7 тыс. автомобилей; +126,2%) и MercedesBenz (5,6 тыс. +173,1%). Тем не менее, флагманской моделью года для КамАЗ была «непремиальная» KAMAZ 43118, автомобилей этой марки было продано 5,9 тыс. ед, что на 26% больше, чем в 2016 году.
В 2017 году сегмент рынка премиальных грузовиков вырос на 50%, что было обусловлено стабилизацией экономики России, снижением инфляции, стабилизацией банковских ставок и обменного курса валют, что позволило потребителям заняться более длительным планированием. Кроме того, каким бы длительным не был кризис, потребители вынуждены обновлять автопарк. Скорее всего,все эти причины и предопределили рост спроса на премиальные грузовики КамАЗа.